70 сельских округов Акмолинской области перейдут на самоуправление

<p>С 1 января 2018 года сельские округа, в которых насчитывается свыше двух тысяч жителей, будут иметь самостоятельные бюджеты. В данном направлении по стране ведется большая подготовительная работа. Вопросы внедрения самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления обсуждены в ходе республиканского форума сельских акимов в Кокшетау, передает корреспондент <a href="https://bnews.kz/ru">BNews.kz.</a></p>

13 Октября 2017, 14:38
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Асель Турар 13 Октября 2017, 14:38
13 Октября 2017, 14:38
4326
Фото: Асель Турар

Сам себе «режиссер»

В форуме, который проходил в форме кустового семинара, приняли участие представители местных исполнительных органов Карагандинской, Северо-Казахстанский, Костанайской и Акмолинской областей. Первый форум проходил в ВКО, далее они будут организованы с участием южных и западных областей.

Главный вопрос, обсуждаемый в ходе форума, внедряемый с 1 января 2018 года 4-й уровень бюджета.

Бюджет местного самоуправления будет пополняться 6 видами налоговых платежей. Также предусматриваются доходы от продажи коммунальной собственности, добровольные сборы и административные штрафы. Решение о том, на какие цели выделять данные средства, местные исполнительные органы будут принимать, совместно с общественностью, обычными жителями.

«Самое, на мой взгляд, главное преимущество в том, что местное самоуправление самостоятельно распределяет доходы. Оно как никто другой видит приоритеты развития, на что лучше потратить деньги, поступающие в бюджет. Раньше это было невозможно, потому что все деньги распределялись через уровень районного бюджета, и влияние местного акима в этом вопросе не было столь сильным», - отметил вице-министр финансов РК Берик Шолпанкулов.

А что акмолинцы?

Со следующего года 69 сельских округов Акмолинской области перейдут на новый формат работы. Ее глава Малик Мурзалин проинформировал о готовности региона к нововведениям.

«Все акиматы сельских округов обеспечены интернетом, современными компьютерами. Ведется большая работа по государственной базе для того, чтобы увеличить налоговые поступления. В органах юстиции на данный момент проходит регистрация объектов коммунальной собственности и бизнеса», - отметил Мурзалин.

Подготовку прошли и акимы сельских округов - курсы повышения квалификации. Отметим, в рамках проведенных недавно республиканских выборов порядка 30% из них – вновь назначенные.

Акимы волнуются

Вопросов у сельских акимов немало.

«Первая проблема, которую мы поднимаем, - нехватка штатных единиц. В сельских округах нужны бухгалтеры, специалисты по сбору налогов, проведению госзакупок. Думаю, это проблема не только моего сельского округа, но и других. Остальные вопросы мы решаем в рабочем порядке», - поделился аким Косшынского сельского округа Динмухамед Калиев.

Эти острые вопросы прокомментировал вице-министр национальной экономики РК Айбатыр Жумагулов в ходе выхода к прессе.

«Вопрос по госзакупкам известен нам со времени написания самого закона. На сегодня он, действительно, очень актуален. Мы обсуждаем его и на уровне министерства. В качестве решения рассматривается увеличение порогового уровня по ценовым предложениям. Также (тоже в процессе обсуждения) – вывести закупки, которые проходят на уровне сельских акимов, из-под Закона «О госзакупках».

Что касается лимита штатной численности. Хотелось бы отметить, что для развития местного самоуправления были выделены штатные единицы. В этом вопросе мы, совместно с областными акиматами, должны поставить точку.

Кроме того, мы предлагаем правильную организацию работы сельских акиматов, это вопросы, связанные с автоматизацией, оптимизацией процессов.  И отказ от несвойственных функций и задач, которые нас сегодня берет сельский акимат», - сказал вице-министр нацэкономики.

Оптимизации сел не будет

На вопрос журналистов, планируется ли оптимизация сельских населенных пунктов, Жумагулов ответил отрицательно.

«Перед нами такой задачи не стоит. Будет поэтапный переход к 4-му уровню бюджета. В рамках 1 этапа с 1 января 2018 года переходят села, где численность населения превышает 2 тысячи человек. Села, где она меньше - с 2020 года. Оптимизация пока не планируется. 2000 человек – эта отметка всего лишь готовности сел к такому переходу, по технической части - кадровой», - отметил вице-министр.

«Управление коммунальной собственностью на уровне сельского округа будет переходить по аналогии с районной системой. Но возможности сел и районов – разные, хотя и районного уровня невелики. Как это будет, волнует сельских акимов. Это будет частная конкурентная среда или государственные коммунальные предприятия?», - поинтересовались журналисты.

«Что касается передачи коммунальной собственности. Многие волнуются, что переход будет происходить в директивном порядке. Это не так. Все будет решаться на уровне самого села и акимата. Если сам акимат не готов или он считает, что это будет нагрузкой на его бюджет, и он не согласен с этой передачей, то в принципе эта собственность может находиться на районном уровне. Бояться не надо, это его право, в первую очередь», - сказал Айбатыр Жумагулов.

Районы поддержат!

Вице-министра также спросили, не снизится ли после нововведений социально-экономическое положение аулов с низкой численностью населения и хозяйственной базой.

«Многие села, конечно же, нуждаются в поддержке из районного бюджета. Субвенции останутся в том же виде. Конечно же, все это по согласованию с акимами районов, так как районные акиматы продолжают нести ответственность за каждый округ. То есть помимо штрафов, налоговых отчислений, в бюджет будут поступать и субвенции», - прокомментировал вице-министр национальной экономики.

Бюджет сельского округа может быть распределен по 19-ти направлениям. Среди них: благоустройство и озеленение, ремонт социальных объектов, организация детсадов и т.д.

Наверх