"Акимы приходят и уходят": почему экологическая политика касается каждого

12 Июля 2022, 10:25
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
"Акимы приходят и уходят": почему экологическая политика касается каждого 12 Июля 2022, 10:25
12 Июля 2022, 10:25
4621

В 2019 году Алматы вошёл в число ста самых опасных для экологии городов мира, заняв 95-е место. За три года мало что изменилось — и каждый год экоактивисты пытаются хоть как-то привлечь внимание к проблеме. Например, самым загрязнённым районом Алматы, по данным Казгидромета, является Турксибский. Ещё в марте специалисты измеряли качество атмосферного воздуха и выяснили, что только за одну неделю в мегаполисе 367 раз превышались предельно допустимые концентрации.

О том, что происходит с экологией в южной столице, Baigenews.kz рассказал основатель "зелёного" стартапа, экоактивист Евгений Мухамеджанов.

— Как вы оцениваете экологическую обстановку в Алматы?

— На самом деле всё познаётся в сравнении. На конференциях, чтобы люди осознали масштаб проблемы, я спрашиваю: сколько вы можете прожить без еды? Три недели. Без воды? Четыре дня. А если надеть пластиковый пакет на голову и не дать дышать, сколько вы проживете? В лучшем случае несколько минут. То же самое в Алматы. Продовольственного кризиса мы не наблюдаем, хотя цены всё время растут, вода с гор течёт, хотя во многих районах есть проблема с водой. А вот с воздухом всё хуже и хуже с каждым годом.

Как только начинается отопительный сезон, все алматинцы ощущают, просто видят, в каком ужасе мы живём. Полгода дышать практически нечем, во многих странах при таком уровне загрязнения объявляют экологическую катастрофу, а у нас долгие годы не признавали наличие проблемы. Люди бегут из Алматы именно из-за экологии.

Мы все очень ждём, что на уровне государства определят приоритеты, нацеленные на качество жизни человека. Нельзя только выгоду ставить во главе всего. Например, нужно крайне жёсткие требования предъявлять производствам по установке очистных сооружений. Качество топлива должно быть Евро-5, тогда и количество выхлопов снизится. Нам говорят, что в этом случае все цены взлетят. Я жил три месяца в Грузии, там цена на бензин в два раза выше, при этом цены на продукты ниже в два-четыре раза.

Когда мы говорим о неблагополучноё экологической ситуации с точки зрения мусора, я всегда отвечаю, что это не плохой аким бегает и разбрасывает его, не инопланетяне. Это делают горожане, которые так же ходят на работу, платят налоги, выезжают на природу и оставляют там горы мусора. Подведя итог под вопросом, скажу так: экологическая ситуация плохая, но за четыре года с точки зрения мусора улучшилась. С точки зрения воздуха тоже видны изменения. Люди всё-таки пересаживаются на общественный транспорт, понимая, что он не такой плохой, как раньше. Машин реально стало меньше, а именно они создают огромную нагрузку на окружающую среду.


При этом есть факторы, на которые раньше на обращали внимания и не оценивали их. Например, то, что шины при трении об асфальт создают кучу мелких частиц, которые также летают в воздухе. И вот отдельной темой сегодня становится вопрос катализаторов. Они производятся с использованием цветных металлов и, по неофициальной статистике, во многих машинах их вырезают. А именно они должны сдерживать попадание в атмосферу вредных соединений из автомобиля. Из-за того, что техосмотр проходят по СМС, даже не приезжая на станции технического обслуживания, реальное техническое состояние автомобилей никто не знает.

Ещё одна проблема — на рынке очень много контрафактных масел, они быстрее горят и происходит износ двигателя. Соответственно, мы получаем выхлопы.

Следующий момент. По стране вовсю шагает цифровизация, а мы до сих пор распечатываем договоры, акты выполненных работ, которые затем развозят курьеры. Поэтому нужно ввести требование подписывать все документы в рамках города с помощью ЭЦП. И в первую очередь это нужно ввести в акиматах. По моим личным оценкам, это снизит трафик в городе на 10 процентов.

И, самое главное, — это дальнейшее улучшение общественного транспорта. Вслед за мной сотни людей пересели на автобусы. Я вижу все больше успешных, хорошо одетых людей в общественном транспорте. Моя рекомендация: в часы пик добавить шаттлы, которые свяжут пять артерий города, откуда идёт весь поток. Это Каменка, Алтын Орда, Кульжинка, Талгарский тракт и Капчагайская трасса по Сейфуллина. Оттуда должны ходить шаттлы без лишних остановок.


Но мало выстроить инфраструктуру, нужно правильно пропагандировать. Город никогда не умел этого делать, зато активные граждане хорошо с этим справляются. Нам нужно перенимать опыт многих развитых стран. В метро, центрах обслуживания там крутят не рекламу зубной пасты, а социальные экологические ролики.

По сути, машина должна стать роскошью в городе. Собственная машина — это всё больше архаизм.

— Кто должен нести ответственность за экологическую обстановку в городе?

— В первую очередь жители. Акимы приходят и уходят. Пока мы не начнем объединяться и требовать, ничего не произойдёт. Рассчитывать на то, что аким поставит какой-то вопрос в приоритет, нельзя. Не потому что аким плохой, а потому что вопросов много.

Думающим людям нужно объединяться, чтобы защитить госчиновников от “хайпующих” общественников, потому что они отвлекают больше, чем помогают. Нужны медиаторы в виде профессионального собщества. Общественный совет не может решить всё. Условно нас 19 миллионов человек, нам нужен хотя бы один процент активных граждан — это 190 тысяч. В Алматы столько наберётся. Но мы должны научиться объединяться и выбирать своих представителей, как это происходит в Европе.

— Почему раздельный сбор отходов важен?

— Во-первых, свалка меньше становится. А во-вторых, ты сам начинаешь видеть, как много ты создаешь отходов. Происходит трансформация и переоценка, что с этим нужно что-то делать. Конечно, об этом задумываются люди, которые работают в компаниях, потому что они заточены на эффективность. Они думают: а что дальше? Потому что просто собрать макулатуру и пластик — это не самоцель. Очень часто переработка ведется неэкологично и это нужно понимать.

Именно так появилась идея вовлечь профессиональное сообщество, создать проект, который будет работать с бизнесом. Оказалось, что многим это нужно. Проект ECO Network, который мы создали четыре года назад, — в чистом виде социальное предпринимательство. Мы не берём гранты у государства, мы не хайпуем на митингах.

Проект "Зелёный офис", который был разработан четыре года назад, состоит из трёх больших блоков:

- образовательно-консалтинговый — участники должны понимать, что нужно делать, зачем и какой ожидается результат;

- сбор и обработка данных — вся информация об успехах тщательно собирается и участники постоянно видят свою результативность на публичных страницах портала "зелёных" компаний econework.green;

- эко-пиар — чем больше бизнес говорит о том, что становится эко-ориентированным, тем больше другие начинают об этом задумываться.

Это общая цель.

И, конечно, сотрудники компании предоставляют всю инфраструктуру для раздельного сбора отходов: эко-боксы, которые, кстати, производит общество слепых, — это еще одна социалка, а также наклейки, плакаты, ролики. И дальнейший мониторинг качества раздельного сбора отходов, вывоз их на переработку.

Как социальные предприниматели мы поставили очень низкий тариф для участников — от 30 тысяч тенге в месяц. Чтобы любая компания могла себе это позволить. В итоге 70 процентов наших клиентов — это малый и средний бизнес. Формирование экологической культуры — это свободный рынок, в котором нет контроля со стороны государства, благодаря чему развитие происходит гармонично. Компании понимают, что это инвестиции в себя, в своих людей.

Когда ты создаешь компанию, ты не просто нанимаешь людей, чтобы они отработали и ушли. Это уже семья. А в семье ты так или иначе занимаешься культурой. Сейчас лучше всего формировать культуру через экологию. Это драйвер, понятный всем. Поэтому и появилась компания ECO Network с проектом “Зелёный офис”.

— Люди готовы этим заниматься?

— Наш проект подтвердил своей работой гипотезу, что хороших людей в стране много. Например, наша система охватывает около 35 тысяч человек. Это сотрудники компаний, которые теперь постоянно пользуются нашей методологией, инфраструктурой в виде раздельных боксов, пользуются нашими услугами по проведению экологических тимбидингов.

Мы себя позиционируем, в том числе, как исследовательская компания и стараемся проводить различные опросы, чтобы понять, насколько люди понимают суть нашей общей задачи и качество сервисов. Например, в рамках лекций мы начали задавать вопросы и поняли, что 99 процентов людей не знают о существовании предприятий по переработке отходов или не верят им. Потому-то люди видят, что в городе ставили боксы для раздельного сбора отходов, а мусороуборочные машины сбрасывают всё в общую массу.

В какой-то момент была мода на установку фандоматов за госбюджет. Фандоматы — это такие аппараты, в которые ты, например, опускаешь бутылку и получаешь либо деньги, либо какие-то скидочные купоны. К сожалению, они не могут решить проблему, потому что она не в том, чтобы просто собрать все бутылки. Это старая концепция, которая не может быть стратегией государства. Есть всемирно признанная иерархия управления отходами и в её рамках наиболее приоритетным становится вопрос не создания отходов или их вторичного использования. Переработка и захоронение находятся внизу пирамиды.

— Вы замечаете, что людей, которые приходят со своими сумками или стаканами, становится больше?

— Четыре года назад, когда я приходил на Зелёный базар со своими пакетами, на меня реагировали агрессивно. Сейчас уже никто не спорит. Мы всё больше сотрудничаем с продавцами. До них дошло, что это экономит их деньги, не нужно покупать пакеты. Экологично — значит всегда экономично

Ты начинаешь пересматривать своё потребление и спрашивать себя, а зачем я покупаю столько одежды, которую не ношу? Зачем я покупаю столько еды, которая портится? Зачем я беру продукты в пластиковых контейнерах, я ведь плачу лишние деньги за упаковку. Зачем я беру кофе в одноразовом стаканчике, если могу прийти со своим стаканом и получить скидку в 150 тенге. Люди не осознают, как много лишних денег тратят на ненужное.


Наверх