Боксерская груша под запретом — работа казахстанки подверглась цензуре в Кыргызстане
Корреспондент BaigeNews.kz поговорил с автором и узнал, символом чего является боксерская груша и как художница относится к цензурным запретам.
В конце ноября в музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева в Бишкеке была открыта феминистическая экспозиция "Феминалле", где были выставлены работы более 50 художников из 22 стран, призванных обратить внимание на гендерное неравенство в мире. Но инициатива, как сообщает корреспондент BaigeNews.kz, обернулась скандалом: кыргызстанским ультраправым активистам не понравился перформанс с голой художницей из Дании и другой экспонат — боксерская груша с женской грудью, которую создала казахстанская художница Зоя Фалькова.
Активисты пришли на встречу к министру культуры Азамату Жаманкулову и призвали его привлечь к ответственности организаторов выставки, а также уволить руководителя музея Миру Джангарачеву.
Джангарачева медлить не стала, она уволилась, отметив, что пошла на этот шаг в целях безопасности, поскольку организаторам выставки начали поступать угрозы.
А в Минкультуры Кыргызстана все же прислушались к активистам и запретили выставлять в музее шесть работ. На встрече с журналистами Жаманкулов пояснил, что нужно учитывать кыргызский менталитет, и назвал эти работы провокацией."Если будет повторно проведен перформанс, то мы не допустим этого. Можете считать это цензурой", — заявил министр культуры.
Среди подвергшихся цензуре работ оказалась и экспозиция казахстанской художницы Зои Фальковой. Корреспондент BaigeNews.kz поговорил с ней и выяснил, почему в соседней стране так неоднозначно отреагировали на ее работу, какие ей сейчас сообщения поступают от простых кыргызстанцев, что означает боксерская груша и как сама художница относится к министру культуры Кыргызстана.
— Минкульт Кыргызстана запретил выставлять вашу работу. Как вы считаете, запрет обоснован?
— Я думаю, что таким образом министр культуры демонстрирует свою полную профнепригодность. Потому что культура в принципе не требует управления, культура требует только дотаций и контроля за финансовыми потоками, но не терпит никакой цензуры. Если люди, которые дают деньги культуре, начинают культуре диктовать, то получается сталинская схема. Сталин в 1932 году выпустил указ о том, что искусство должно быть социалистическим по содержанию и национальным по форме. И, таким образом, искусство было монополизировано государством и начало обслуживать идеологию.
Что удивительно, вот этому министру культуры 31 год, но он все равно мыслит в рамках той же самой системы. Они все еще думают, что искусство им что-то должно, если они дают искусству деньги. Нет, это не так работает, и во всем мире это прекрасно осознают. Но у нас мышление всё ещё остаётся советским и есть привычка к наивному следованию стереотипу, что "искусство что-то должно".
Также символично, что это происходит в неделю против насилия над женщинами. Это акция, которая проходит уже больше 50 лет. Она проходит в ноябре и декабре. Именно в течение этой недели кыргызское правительство решает совершить такой символический акт насилия над женщинами.
К тому же, насколько мне известно, Кыргызстан в 2015 году принял обязательства по программам ООН "Устойчивое развитие", которые включают в себя очень важный пункт о гендерном равенстве. Таким образом, этот запрет на высшем уровне нарушает обязательства, взятые страной по этим программам. То есть тут нарушения по всем пунктам, и меня это возмущает как человека, как женщину, как участницу выставки, как художницу.
С точки зрения распространения информации, тут, конечно, этим "уятменам" можно сказать спасибо за черный пиар. Другое дело, что это происходит ценой потраченных нервов организаторок (стиль выражения художницы сохранен — прим. ред.), потому что они переживают угрозы: угрозы изнасилования, угрозы убийством. Они переживают нападения — люди в калпаках приходят к ним с камчой. Люди, не имеющие никакого отношения к культуре, пытаются диктовать что-то культуре, при этом им подпевает министр культуры, и это просто возмутительно.
— Вам поступали угрозы от представителей движения Кырк-Чоро (ультраправое движение в Кыргызстане - прим.ред.)?
— Нет, мне только граждане Кыргызстана прислали сообщения с извинениями за свою страну. Мне написал один мужчина, он сказал: "Простите нашу страну, мне ужасно стыдно". Меня это очень растрогало. И вообще, я слышу только слова поддержки.
Мне лично как авторке (стиль выражения художницы сохранен — прим. ред.) работы, угроз не поступало. Причем я была на выставке, когда они пришли. Но они тогда были без камчи, там было какое-то старшее поколение этих "уятменов". Они просто ходили, пара из них лапала мою грушу, как они лапали бы женщину, грязно, жалко. Мы не успели их сфотографировать. На мне же не написано, что я художница, которая сделала эту работу, поэтому, видимо, они никак ко мне лично не прицепились.
— Какой разговор состоялся у вас с организаторами выставки после того, как вашу работу запретили?
— Они мне еще до того, как я поехала домой — был третий или четвертый день выставки, — сказали, что на них оказывается давление, что, возможно, часть работ снимут, и чтобы я не удивлялась. Я все понимаю, потому что они находятся под жестким прессингом. Я сказала "Окей". Они сделали из этого снятия такой классный перформанс. Они делают все, что могут, и я им очень признательна, благодарна за силу, терпение, труд, мудрость.
— Что означает ваш экспонат? Почему пошла такая реакция?
— Я не знаю, почему пошла такая реакция. Возможно, потому что у неё такие большие красные соски.
Эта работа называется Evermust, это парафраз на известный боксерский бренд Everlast. Здесь такая игра слов: Everlast означает "никогда не теряющий высоты", "божественный", а Evermust значит "всегда всем должна". Я взяла за основу реальную боксерскую грушу бренда Everlast и переделала ее, перемоделировала так, чтобы получился женский торс.
Посредством этой работы я хотела поговорить о женской и мужской гендерной социализации, о том, как традиционное классическое воспитание девочек в итоге стремится получить идеальную жертву, а в результате воспитания мальчиков, согласно стереотипам, получаются абьюзеры (от анг. abuse — насилие, abuser – человек, совершающий насилие, он оскорбляет, унижает и издевается морально над близкими людьми — прим. ред.).
Если следовать всем инструкциям, таким, как "ты же девочка, терпи", "бьет, значит любит" и так далее, то ты оказываешься вот такой грушей для битья.
Нет же домашнего насилия, которое возникает на пустом месте, есть условия, которые складываются таким образом. Это настоящая эпидемия. Мужчины убивают женщин только потому, что они женщины, только потому, что женщины зависят от них.
Я хотела поговорить о том, почему это происходит и задать эти вопросы. Она, конечно, воспринимается некоторыми людьми очень наивно: как реальная боксерская груша, они начинают ее бить, но она набита не песком, как обычная боксерская груша. Она очень легкая, она отскакивает. Она своей формой и своим наполнением говорит о том, что "Я не груша, я слишком мягкая, слишком нежная для груши, меня нельзя бить".
Тем не менее, многие мужчины это делают. Например, на выставке в Нур-Султане, которая прошла в этом году и называлась "Дурные шутки" — выставке, посвященной правам человека — один пьяный мужчина избил ее так, что мне пришлось ее чинить. Часто ее лапают, бьют, как это делали на Феминнале в Кыргызстане "уятмены". Это происходит постоянно.
Женщины, бывало пару раз, смотрят на нее, и видно, что они понимают, о чем речь, и не могут сдержать слез. Есть фотография, где ее обнимает ребенок и говорит: "Мама". Мне передали, что он говорил "мама" в момент, когда ее обнимал.
— Увеличилось ли количество посетителей после скандала? Вы разговаривали об этом с организаторами?
— Организаторки утверждают, что да. Что раньше очень сложно было людей привести в музей, а теперь посетители ходят, как они выражаются, толпами. Но у меня нет никакой статистики, никаких цифр. Я не могу с уверенностью утверждать, могу только верить им, и я им верю.
— Что будет дальше с вашим экспонатом? Где его разместили?
— Мою работу и еще пять других, которые отцензурировал министр культуры, который не смог объяснить, что с ними не так, перенесли в негосударственное пространство, коворкинг, который называется "Ололо". Они туда перенесли эти работы и сделали просто отдельных павильон Feminalle. Наверное, он будет очень популярный после всех этих историй. Эффект Барбары Стрейзанд никто не отменял!
Между тем, кыргызстанские пользователи социальных сетей запустили петицию в поддержку подавшей в отставку руководителя музея изобразительных искусств Миры Джангарачевой.
В ее поддержку выступила и экс- президент Кыргызстана Роза Отунбаева. На резонансное дело обратили внимание и в ООН. В Организации Объединенных наций обеспокоены "случаями нетерпимости, разжигания ненависти и призывов к насилию вокруг бишкекской художественной выставки".