Буллинг, проблемы воспитания и некоммуникабельность — фестивальный хит "На грани" показали в Нур-Султане
12 сентября в Казахстане отмечали День кино, в Нур-Султане состоялся премьерный закрытый показ художественного фильма "На грани". Его режиссер Алдияр Байракимов также является автором сценария и создателем фильма "Паралимпиец". Корреспондент BaigeNews.kz побывала на показе.
По словам организаторов, кинолента приурочена к Году детей в Казахстане. Это режиссерский дебют Байракимова, фильм сняли еще в 2018 году. Он удостоился нескольких престижных наград на международных фестивалях, однако его не удалось выпустить в прокат из-за проблем с авторскими правами. Сейчас картина вышла в ограниченный прокат: с 15 сентября по 21 сентября этого года “На грани” покажут в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.
Фильм повествует о непростых, переплетённых судьбах героев, живущих в разных мирах. В фильме затрагивается не теряющая своей актуальности тема буллинга в школе. Один из главных героев фильма, Олжас, живет с мамой, отчимом и сводным братом. Олжас является примерным учеником и отличником, из-за чего у молодого человека совсем нет друзей в школе. Дома ему тоже живется несладко — мать его, конечно, любит и возлагает на него большие надежды, о чём прямо говорит всей семье за праздничным ужином, что очень не нравится отчиму и его сыну. Чтобы отметить успехи сына в учебе, она покупает в кредит дорогой новый телефон, чем вызывает большое недовольство у других членов семьи. Вокруг этого телефона и завязывается вся история, он является неким катализатором повествования.
Параллельно нас знакомят с другим подростком — Жасиком, который проживает на съемной квартире со своей матерью. Его семья испытывает некоторые денежные трудности. Мать просит сына оплатить аренду за месяц, парень берёт деньги, но его друг всё проигрывает в игровых автоматах. Молодые люди выходят на улицу и пытаются решить, как им быть дальше.
Тут же зритель погружается в непростую жизнь грузчика Арсена в другой части города, на овощном рынке. Молодой человек, изо дня в день выполняя свою непростую работу, видит, как торговец на рынке обманывает покупателей через махинации с весами. Парень живет в доме с довольно хмурым инвалидом с тяжёлым характером, который еле-еле сводит концы с концами, пытаясь заработать на жизнь тем, что делает игрушки из пластиковых бутылок. Вместе они являются полными противоположностями друг другу — молодой, позитивный, не теряющий веры в светлое будущее и старый, негативно настроенный человек. Однако они неплохо ладят, бывают моменты, когда Арсен умудряется расшевелить дедушку и даже вызвать в нем улыбку.
Видно, что Арсен очень привязан к своему соседу по комнате, скорее всего, из-за того, что сам является сиротой. Будучи честным человеком, он просто не может наблюдать за махинациями продавца и однажды не выдерживает, ругаясь с ним при покупателе, тем самым наживая себе врага.
Ссора является своего рода чеховским ружьём, которое в дальнейшем выстрелит, приводя к трагической цепочке событий. Можно сказать, что персонаж грузчика является архетипичным героем, которого практически невозможно встретить в наше время. Это также подтверждается одним из финальных кадров, когда он на рынке зажигает спичку, которая, ярко вспыхнув, тухнет на середине.
Олжас тем временем становится жертвой рэкетиров и теряет смартфон. Далее сюжет закручивается, с каждой минутой растет напряжение — зритель буквально чувствует, как переполняется чаша терпения у персонажей и они находятся на грани, что полностью оправдывает название фильма. Всё это ведёт к трагической развязке, однако, по словам Байракимова, финал режиссёр оставляется открытым, поскольку ему хотелось, чтобы люди сами для себя определили, чем закончились истории парней.
Помимо сценария и режиссуры, нужно отметить операторскую работу — тёплые тона фильма, экран формата 3х4, плёночную камеру. Через это зритель проникается атмосферой фильма. А ограниченность локаций, спальные районы, среднестатистические интерьеры квартир главных героев и школы позволяют сильнее погрузиться в происходящее на экране.
Одна из центральных тем фильма — буллинг в школе. Для Казахстана эта тема не перестает быть актуальной, сейчас о буллинге начали говорить как о серьезной проблеме, которую нужно решать, что не может не радовать.
В финале картины, когда герой, доведенный до отчаяния — до грани — издевательствами со стороны членов семьи и одноклассников, идёт в школу, исполненный ярости и унижения, возникает аналогия с трагедией, произошедшей в США в 1999 году в школе "Колумбайн". Это заставляет задуматься о том, к чему могли бы привести подобные действия главных героев, если бы в Казахстане была возможность достать оружие так же просто, как и в Америке.
Актёрский состав подобран крайне удачно, несмотря на то, что для Алишера Абуова и Шарифбека Закирова это был кинодебют. Особенно хотелось бы отметить игру Закирова, который с первых минут на экране переманивает внимание зрителей на себя. Сценаристу особенно хорошо удалось передать характеры героев. Благодаря этому у режиссера получилось сделать историю по-настоящему живой.
Короткий хронометраж стал несомненным плюсом фильма — он не успевает надоесть зрителю.
"На грани" принимал участие в основном конкурсе Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии "Киношок", а также удостоился специального приза жюри за лучший сценарий и награды от Фонда ЮНИСЕФ на международном кинофестивале "Листопад" в Беларуси. Еще одним достижением для картины стала премия Союза кинематографистов Казахстана "Кулагер" в категории "Лучший дебют". Кроме того, фильм также удостоился приза от Ассоциации кинокритиков Греции на Международном кинофестивале для детей и молодёжи "Олимпия", который проходил с 30 ноября по 7 декабря 2019 года в Пиргосе (Греция).
Алдияр Байракимов рассказал, что идея создания фильма появилась еще во времена его студенчества, а вдохновлялся режиссер реально произошедшей трагической историей.
Также он отметил, что рабочее название фильма — "Гоп-стоп и кастет". Зрители и режиссёр обсудили вопросы буллинга в школе и то, как общество до сих пор игнорируют эту проблему.
В завершение от зрителей прозвучали слова благодарности в адрес режиссёра и его команды за создание актуальной картины.