Человеческая ошибка стала причиной дефицита дизтоплива в Казахстане
О том, что случилось на ПНХЗ и почему руководство завода лишилось должностей, а также о ситуации на рынке дизельного топлива Казахстана рассказал и.о. исполнительного вице-президента НК «КазМунайГаз» по переработке, маркетингу и транспортировке Данияр Тиесов.
Для установки производства водорода Павлодарского нефтехимического завода взамен старой сломанной детали заказали в Великобритании новую стоимостью 425 тысяч евро. Именно ее поломка, по словам руководства «КазМунайГаза», едва не стала причиной дизельного коллапса в стране, передает корреспондент BNews.kz.
«20 октября на установке по производству водорода ТОО «ПНХЗ» проводились сварные работы, которые не входили в план по модернизации НПЗ. Была допущена ошибка. Сварка проводилась на уникальной детали, изготовленной из специальной стали. При работе с ней требовалась высокая квалификация сварщиков, а также специальное оборудование и подготовка. Однако работы в нарушение технологии проводились местным сварщиком местной компании без специальной подготовки. В результате в уникальной детали появились трещины. Что произошло дальше? Испугались, никому ничего не сказали, хотели собственными силами починить, изготовили в местной мастерской хомут, попытались его сверху одеть, в результате проблема усугубилась. И только 30 числа вся информация пришла в КазМунайГаз. Так мы потеряли 10 дней», - рассказал Данияр Тиесов.
И.о. исполнительного вице-президента нацкомпании также пояснил, что УПВ, где произошло ЧП, должна была обеспечить завод водородом, необходимым, чтобы запустить гидроочистку дизельного топлива. В итоге вместо того, чтобы в сутки производить 4-4,5 тысячи тонн дизеля, на данный момент выпускается всего 600 тонн.
После произошедшего были уволены главный механик и технический директор ПНХЗ. Покинул свой пост и генеральный директор предприятия Шухрат Данбай, который, по словам Данияра Тиесова, ушел по собственному желанию. В компании, чьи работники допустили вопиющую ошибку, проходит служебное расследование.
Между тем, как уверяет руководство завода, бензин в отличие от дизеля предприятие начало производить в срок. Более того, после модернизации заработали новые установки.
«Завод сейчас работает день и ночь, люди очень сильно переживают, потому что весь многолетний труд, все старания, которые были, не должны быть смазаны одним инцидентом, не надо искать в этом системность, что мы плохо управляем компанией. Это - человеческая ошибка, форс-мажор», -заявил топ-менеджер КМГ.
В «КазМунайГаз» же обещают, что дефицит дизельного топлива в Казахстане закончится уже через неделю. Весь недостающий объем нефтепродукта, который страна недополучает от ПНХЗ, восстановлен за счет такой отгрузки топлива с российских заводов.
5 ноября в России была закуплена первая партия дизеля, предположительно, уже завтра топливо будет в Астане. На то, чтобы цистерны с дизелем достигли регионов, уйдет не меньше недели. Причем цену, несмотря на дороговизну российского ГСМ, для казахстанских потребителей обещают держать на прежнем уровне.
По прогнозам КМГ, все эти манипуляции принесут компании более трех миллиардов тенге убытков. Плюс – огромные затраты на деталь, поврежденную на установке производства водорода на ПНХЗ.
«Такие детали изготавливаются в штучном исполнении, на ограниченном количестве заводов во всем мире. Их единицы. Это уникальная технология и уникальное производство. Мы ее заказали на заводе в Великобритании, в городе Донкастер, за нее уже заплатили. 6 декабря она будет изготовлена и незамедлительно авиационным транспортом доставлена в Павлодар. На установку детали потребуется примерно 10 дней примерно, а, чтобы запустить установку по производству водорода – от трех до пяти дней. Также нужно набрать необходимое количество водорода, приступить к пусковым операциям на установке гидроочистки дизельного топлива. Таким образом, ориентировочный срок пуска установки гидроочистки дизельного топлива – конец декабря»,- подытожил Данияр Тиесов.
Напомним, председатель правления АО «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев сообщал, что компания в убыток себе решит сложившуюся проблему, закупив импортное (российское) дизельное топливо для реализации на внутреннем рынке по нынешней рыночной цене – 157-160 тенге за литр.