11 Марта 2019, 18:54 Фото: imperiya-yuristov.ru

Что разрешено делать коллекторам в РК для возврата долгов

В соответствии с законодательством деятельность коллекторских агентств регулирует Нацбанк РК

С 2017 года деятельность коллекторских агентств регулируется положениями Закона Республики Казахстан "О коллекторской деятельности", сообщает BNews.kz со ссылкой на пресс-службу Нацбанка РК.

В соответствии с данным Законом государственное регулирование и контроль за деятельностью коллекторских агентств осуществляются Национальным банком Республики Казахстан

В соответствии с положениями закона коллекторское агентство - это организация, которая взыскивает задолженность по займам банков второго уровня (банки) или микрофинансовых организаций (МФО).

Необходимо знать, что коллекторское агентство вправе осуществлять свою деятельность только после прохождения учетной регистрации в Национальном банке и включения его в реестр коллекторских агентств.

Со списком коллекторских агентств можно ознакомиться на сайте Национального банка в разделе "Реестр разрешений и уведомлений".

Взыскание осуществляется на основании договора взыскания задолженности и возможно только при наличии в договоре банковского займа или договоре о предоставлении микрокредита права банка и МФО на привлечение третьих лиц.

При этом МФО запрещено привлекать коллекторское агентство для взыскания задолженности по договору, заключенному с физическим лицом, и обеспеченному залогом в виде жилища.

Кроме того, банки и МФО при наличии согласия заемщика вправе уступить право требования по займу, микрокредиту или иными словами "продать" заем, микрокредит, коллекторскому агентству. В таких случаях коллекторское агентство становится новым кредитором, и обязано соблюдать условия уступленного договора, а также все законодательные требования и ограничения, предъявляемые к банкам и МФО.

Банки вправе уступить права требования только при наличии у заемщика просрочки по договору банковского займа более 90 дней, а по ипотечному займу физического лица - более 180 дней.

При этом МФО вправе уступать права требования при наличии просрочки более 90 дней, и не вправе - по микрокредиту, выданному физическому лицу, в обеспечение которого предоставлено жилище.

В период осуществления коллекторской деятельности в отношении должника банки и МФО не вправе:

  • обращаться с иском в суд о взыскании его задолженности;
  • требовать выплаты вознаграждения, комиссий и иных платежей, начисленных в период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства, а также начислять в указанный период неустойку.

Особо важными для заемщиков являются положения закона о коллекторской деятельности, устанавливающие требования к порядку взаимоотношений коллекторских агентств с должниками.

Сотрудник коллекторского агентства при первичном контакте с должником обязан представиться, сообщить наименование кредитора и контакты коллекторского агентства, номер учетной регистрации в реестре коллекторских агентств, информацию о задолженности.

Взаимодействие коллекторского агентства с должником разрешается в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни, не более 1 раза в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни при личном контакте по инициативе коллекторского агентства и не более 3 раз в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни посредством телефонных переговоров.

Коллекторскому агентству категорически запрещено применять недобросовестные действия при взаимодействии с должниками, такие как, угроза, оскорбление, шантаж, введение в заблуждение, а также разглашать коммерческую или иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну.

В 2018 году в отношении коллекторских агентств было применено 5 санкций в виде наложения и взыскания административных штрафов и 14 ограниченных мер воздействия.

В случае, если коллекторским агентствами нарушены Ваши права или требуется консультация, то Вы можете обратиться в Национальный банк либо его территориальные филиалы.

С вопросами, не требующими проведения проверок коллекторских агентств, и ответы, по которым не содержат охраняемую законами тайну, граждане вправе обратиться в Национальный банк посредством мобильного приложения "НБК Online", предназначенного для взаимодействия населения с Национальным банком по вопросам деятельности регулятора и защиты прав потребителей финансовых услуг.

В целях повышения открытости и улучшения оперативности коммуникаций Национального банка с населением, а также для получения необходимой информации граждане могут обращаться напрямую к начальнику управления по защите прав потребителей финансовых услуг Терентьеву Александру: +77011110471, tal@nationalbank.kz либо на личной странице в Facebook.

По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться к Ксении Калиевой, а также отправлять запросы на электронный адрес: kalieva@nationalbank.kz.

 

 

 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!