Детская безопасность. Как защитить своего ребёнка?
Задача родителей — не оберегать ребёнка от жизни, а подготовить к ней.
Как защитить детей, как противостоять сексуализированному насилию, нужно ли обучать детей сексуальной грамотности и почему это важно, — об этом и многом другом корреспондент BaigeNews.kz беседовал с основательницей школы тренеров по детской безопасности Зариной Джумагуловой.
Насилием пронизана вся наша жизнь. А что же общество?
"Наверное, это прозвучит страшно, но я убеждена, что большинство детей дожили до взрослого возраста нетронутыми и невредимыми со стороны педофилов, насильников, садистов, маньяков и других преступников только благодаря своему везению", — считает тренер по детской безопасности.
В своем Instagram-блоге Зарина пишет, что большинство детей дожили до взрослого возраста нетронутыми и невредимыми со стороны педофилов, насильников, садистов, маньяков и других преступников — только благодаря своему везению.
По ее мнению, количество преступлений в этой сфере растет, потому что для этого есть все условия — даркнет с его форумами и методиками извращений, не исчезающий спрос на визуальные материалы, связанные с сексуализированным насилием над детьми.
"А что же наше общество? Общество, по сути, не предпринимает ничего, чтобы избавиться от насилия. Насилием пронизаны все сферы нашей жизни. Оно начинается в родительской семье, продолжается в детском саду, школе, университете, на работе, а затем и в собственной семье. Поэтому я считаю, что статистика преступлений против детей будет расти, если мы не предпримем серьезные меры", — считает эксперт по детской безопасности.
Одной из таких мер стало поручение Президента РК об ужесточении наказания за насилие в отношении женщин и детей.
Зарина считает, что каждый ребёнок имеет право знать, как защитить себя, а задача взрослых организовывать безопасное пространство для детей и давать им необходимые навыки спасения
"Именно с такой целью в 2016 году мной был открыт Центр детской безопасности "Angel24kz". Свою миссию я вижу в том, чтобы уменьшить количество преступлений против детей и делать их менее уязвимыми для опасных людей и ситуаций. Через мои курсы прошли более 100 тренеров по детской безопасности, которые сейчас работают в школах, проводят курсы "Личная безопасность PRO" и "Антибуллинг" в детских садах и центрах развития", — отметила она в беседе с корреспондентом портала.
Нарисуйте круг доверия
Как ни страшно это звучит, но чаще всего сексуализированное насилие совершают ближайшие родственники детей. Как этому противостоять?
"По поводу сексуализированного насилия со стороны родственников как таковых, действительно, чаще всего это происходит внутри семьи. Почему? Потому что дети бывают не готовы к такого рода поведению со стороны людей, которым они доверяют. Здесь очень важно, насколько родители ограждают ребёнка от таких контактов или нахождение наедине с кем-либо из родственников, потенциально способных на такие действия, насколько открыто родители обсуждают в семье тему допустимости и недопустимости определённого поведения со стороны взрослого человека по отношению к ребёнку. В этом смысле есть отличный инструмент для родителей, который называется "Круг доверия", когда родители проговаривают конкретных людей, которым можно доверять", — объясняет Джумагулова.
В то же время она советует проговорить с ребёнком, что если вдруг эти люди или какие-либо другие будут проявлять себя определённым образом или будут совершать определённые действия, то это будет сигналом к тому, что нужно пересмотреть круг доверия. Однако всё же у ребёнка должен быть какой-то островок безопасности, состоящий из людей, которым он доверяет.
"Чем младше ребёнок, тем меньше будет этот островок безопасности, и в принципе, ребёнку младшего возраста этого вполне достаточно. С ростом социальных контактов этот круг расширяется, и это значит, что необходимо снова и снова обсуждать, кто входит в этот круг доверия, и стоит ли записывать нового знакомого сразу в друзья, или, может быть, оставить его за кругом", — добавила спикер.
Правило трусиков
Существует международное правило, которое направлено на защиту интимных границ ребёнка. Его называют по-разному — "правило купальника" либо "правило трусиков", или "правило нижнего белья". Оно о том, что тело неприкосновенно, является частной собственностью и принадлежит только ребёнку, и распоряжаться им может только ребёнок. Никто не имеет права прикасаться к ребёнку без его разрешения и согласия, и любые медицинские манипуляции с телом ребёнка должны происходить в присутствии его родителей. Если какие-то действия другого человека доставляют ребёнку стыд, смущение, чувство вины, неприятные эмоции, это должно обсуждаться и об этом нужно говорить открыто.
"Говорить об этом нужно не только тем людям, которым ты в первую очередь доверился, потому что, если не произошло никакой реакции, и к тебе никто не пришел на помощь — нужно говорить об этом открыто другим людям. Найдется тот взрослый, который вмешается в происходящее и прекратит это. Также эти правила о том, что взрослым нельзя создавать секреты с ребёнком. Любые секреты, которые заставляют тебя испытывать гнетущее чувство, стыд и другие неприятные чувства — недопустимы. Секреты возможны только в виде сюрприза, который приносит радость тебе и окружающим. Другие секреты между ребёнком и взрослым, или между детьми — недопустимы, если они приносят тебе неприятные переживания. Эти правила необходимо с детьми обсуждать также, как и заниматься сексуальным просвещением — это значит называть правильно половые органы и интимные зоны, говорить о том, какие прикосновения являются хорошими, какие — нехорошими, а также о том, что есть интимные отношения, которые допустимы только между взрослыми, в том объеме, в котором ребёнок сам интересуется, либо в том объеме, который приемлем для определённого возраста ребёнка. Родители должны объяснять эти понятия, чтобы ребёнок понимал и осознавал, что в его отношении происходят какие-то недопустимые действия", — поясняет специалист по детской безопасности.
Она призывает быть внимательней к своим детям. Самый доступный объект для сексуализированного насилия — это дети родственников и друзей. И пока взрослые в гостях общаются за столом, дети предоставлены сами себе. Возгласы ребёнка из другой комнаты могут быть не восприняты родителями адекватно, если его перекроют другими эмоциями (громкий смех или "передразнивание"). Они подумают, что дети играют. Но сексуализированные действия могут совершаться даже под видом игры "во врача". Поэтому все же заглядывайте к детям в комнату, а лучше подготовьте их, чтобы они знали, что приемлемо в игре, а что нет.
Три этапа действий педофила
Если родители "недодают" положительных эмоций детям, не хвалят и не восхищаются ими — то педофил легко может подцепить ребёнка на этот крючок. Этот этап может длиться и неделями, и днями, а может занять всего час. Такой человек постарается стать ребёнку "близким" по духу, он будет сочувствовать ему, поддерживать и "понимать" его с позиции сверстника. Он исключит чувство вины или неполноценности со стороны ребёнка, при этом не будет ставить каких-либо обязательств.
"Если педофил на втором этапе сближения предложит совместный просмотр порно, а затем массаж и какие-то приятные, но запрещенные вещи, то ребёнок не станет делиться об этом с родителями. Я не хочу шокировать читателей подробностями того, как может происходить момент близости. Однако к третьему этапу ребёнок может сам "влюбиться" в педофила. Это не любовь. Скорее всего, смесь самых разнообразных чувств — благодарности, привязанности, стыда, который усыпляется только в присутствии педофила, ощущение своей избранности, либо отверженности всеми, кроме этого единственного человека", — сигнализирует эксперт.
Не нарушайте личные границы своего ребёнка
Сексуализированное насилие связано, в первую очередь, с нарушением личных границ ребёнка. И здесь очень важно научить ребёнка защищать свои личные границы, чувствовать, когда их кто-то нарушает, или хотя бы пытается. Это может быть как словесное нарушение, так и физическое. В этом плане на родителях лежит большая ответственность, поскольку они ежедневно взаимодействуют со своими детьми.
"Поэтому мы также направляем свои усилия на родителей, проводя мастер-классы, онлайн-встречи, вебинары. Мои тренеры по детской безопасности, которых я обучила, встречаются с родителями и дают им определённые инструменты: как не допускать нарушения личных границ своего ребёнка, потому что, если это происходит очень часто, это становится привычным для ребёнка, и он будет уязвимым для преступников, которым не составит труда нарушать половую неприкосновенность ребёнка. ребёнок будет считать, что это норма и что взрослые имеют право совершать такие действия", — рассуждает Зарина Джумагулова.
Самих же детей на тренингах по безопасности учат отличать, например, "плохие" прикосновения от "хороших". И здесь нужно различать степень и область контакта, и от кого именно исходит такой контакт.
"То есть, если я тренер, и мы с тобой познакомились только сегодня, как я имею право с тобой физически взаимодействовать? Обязательно ли мне класть руку тебе на колено? Или могу ли я похлопать тебя по плечу? И до какой области я не должна дотрагиваться?" Такие простые правила, сказанные в повседневной речи, в спокойной обстановке, позволяют ребёнку задуматься не только над тем, чего нельзя делать ребёнку (такими запретами ребёнок уже сыт по горло), а задуматься над тем, чего нельзя делать взрослому по отношению к ребёнку, "конкретно ко мне". Очень важно замещать правила, которые начинаются на слово "нельзя" или "не делай так-то". Этими запретами мы ограничиваем ребёнка. Мы не допускаем мысли, что ребёнок может действовать как-то в интересах собственной безопасности, мы буквально связываем ребёнка по рукам. При этом, я думаю, каждый родитель наблюдал ситуацию, когда ребёнку что-то запрещали, например — не есть много сладкого, или не смотреть много мультиков, и ребёнок нарушал это правило, но никаких угрожающих жизни последствий не происходило. ребёнок так или иначе будет сопротивляться всем этим запретам, будет нарушать правила, когда это никто не видит. И со стороны взрослых наивно полагаться на то, что дети будут беспрекословно подчиняться и выполнять все инструкции. Здесь необходимо действовать иначе", — доказывает эксперт.
Поэтому главным инструментом, которым пользуется тренер — это мотивирующие правила. В первую очередь, на курсах по детской безопасности тренеры учатся избавляться от "нельзяканья". Если тренер будет "нельзякать", также, как и родитель, то никакого эффекта не получится, но благодаря совершенно другим подходам в обучении он добивается того, что детям нравится выполнять тренерские правила. Дети используют эти правила в обучении своих сестрёнок, братишек и сверстников во дворе тому, как стоит или как не стоит вести себя в определённой ситуации — они становятся амбассадорами проекта.
Курс личной безопасности
"Алгоритм действий ребёнка должен быть доведен до автоматизма, чтобы не занимать слишком много времени, и чтобы хватило нескольких секунд для правильной реакции ребёнка. Однако, помимо опасных людей, ребёнка в этом мире могут поджидать и другие угрозы. Это чрезвычайные ситуации, риски, связанные с массовым скоплением людей. Ребёнок может потеряться в толпе, попасть в ДТП. В Центре детской безопасности "Angel24kz" ребёнка учат, чтобы он в любой нестандартной ситуации мог действовать, исходя из интересов личной безопасности", — заметила руководитель центра "Ангел".
На курсах детской безопасности детей обучают правильной реакции в определённых ситуациях. Например, "Курс личной безопасности PRO" состоит из пяти занятий.
"Мы работаем в малых группах по полтора часа. Три занятия из пяти направлены на то, чтобы дать моральный и физический отпор взрослому человеку, который нарушает личные границы ребёнка. Начинаем мы с объяснения того, чем отличается опасный человек от обычного, избавляемся от стереотипа преступника, которым дети пользуются благодаря мультфильмом, комиксам, каким-то пресловутым образам в виде гангстера или сбежавшего из тюрьмы полосатого человечка. Чтобы дети не руководствовались этими стереотипами, тренер работает с ними над тем, чтобы дети отличали опасного человека по поведению, а не по внешнему виду. Далее тренер дает детям особенные правила, которые не начинаются со слов "нельзя", или "никогда не". Эти правила, наоборот, мотивируют ребёнка, дают ему больше возможностей для маневра, для определения возможных действий и предоставляют больше возможностей выбора", — изложила своё мнение Зарина Джумагулова.
Благодаря этим правилам ребёнок ощущает себя не объектом чьих-то действий, а полноценным субъектом ситуации. Он может действовать исходя из личных интересов. На занятиях слушателям дают определённые приемы и тактики поведения, которые обеспечивают им стопроцентную безопасность.
"Любой вопрос ребёнка: а что, если он "сделает вот так", а что, "если мне некуда будет бежать" — мы на его опасения реагируем, обыгрывая ситуацию. Всё, что придет в голову, всё, что может случиться, и даже то, что не может случиться — мы всё это обыгрываем. На занятиях идет ролевое распределение и проживание в игровом формате опасных ситуаций. Задача тренера — это создать безопасные условия для того, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, выполняя задания, связанные с самоспасением. Детям это нравится именно потому, что с ними играют, они в центре внимания и они пробуют свои возможности и проверяют, насколько они способны отразить нападение взрослого человека, насколько они готовы прервать словесный и зрительный контакт со взрослым человеком, и насколько они могут противостоять авторитету взрослого", — отметила руководитель Центра.
Помимо морального отпора, дети тренируются для того, чтобы дать физический отпор. И это не специальные приемы из единоборств, которые оттачиваются годами. Они учатся самым простым, даже примитивным способам отпугивания человека, который посягает на их неприкосновенность, пытается утащить их с детской площадки, или зайти в подъезд, или напасть сзади. Дети прорабатывают навыки и способы, чтобы действовать, не задумываясь, здесь и сейчас.
Помимо этого, детям дают возможность потренироваться, как реагировать на любые нестандартные ситуации. Например, как действовать в случае пожара, землетрясения, в паникующей толпе, а если потерялся, как связаться с родителями и как попросить о помощи.
"Все эти ситуации и реакции прорабатываются на 100 процентов. Мы не рассказываем, как эвакуироваться — мы эвакуируемся. Мы не упоминаем о тревожной сирене — мы ее слышим и реагируем на нее соответственно. Мы тушим условное воспламенение на собственной одежде. Мы помогаем другим спастись из пожара. Мы защищаем дыхательные пути во время того, как мы эвакуируемся ползком из помещения. Всё, что необходимо знать ребёнку об этой ситуации, мы всё это проживаем, чтобы тело привыкло к определённым действиям. Плюс есть такой аспект, что когда дети остаются дома одни и есть риск того, что ребёнок откроет дверь незнакомому, а может, и знакомому человеку, который под каким-то предлогом захочет попасть в дом. Как реагировать, как проживать эти ситуации? Тренер предлагает огромный выбор таких ситуаций, когда ребёнок должен поступать стандартно, четко, согласно алгоритму, которые убережёт его от любой опасности. А как вести себя с грабителями, которым нужно от ребёнка, по сути, только какие-то материальные ценности? Мы объясняем, что ни в коем случае не надо защищать их ценой своей жизни, и чем ребёнок может помочь полиции в поимке этого преступника", — добавила она.
Как взаимодействовать в коллективе
На курсе "Антибуллинг" тренеры объясняют и то, как вести себя в коллективе, чтобы в нем не развивался буллинг.
"Многие считают, что этот курс нужен только тем, кого травят. Нет, абсолютно. Он нужен для профилактики развития травли, которая может появиться абсолютно в любой компании, в любой группе, если там нет чётко проработанных правил взаимодействия", — считает она.
По её мнению, зачастую и к сожалению, классный руководитель беспокоится только о правилах, связанными с удобством ведения урока, с собственным комфортом, руководствуясь какими-то базовыми правилами безопасности, чтобы дети не травмировались, но забывают о том, что без правил социально ответственного поведения дети начинают выходить за рамки, могут пользоваться отсутствием чётких ограничений и тем самым наносят ущерб всем участникам коллектива.
"И чаще всего, если это буллинг, то это целенаправленные, регулярные действия, которые по сути являются насилием и исходят от сверстников с молчаливого согласия и попустительства взрослых, либо от самих взрослых. На курсе "антибуллинг" мы обучаем детей, как останавливать буллинг, как не допускать травли в отношении себя и в отношении своих друзей и одноклассников, как отличить буллинг от просто агрессивного поведения и как реагировать на него, не умножая агрессию. Как экологично решать конфликтные ситуации, как оказывать эмоциональную поддержку человеку, который пострадал, как воспринимать поведение агрессора, как не принимать это на свой счет и не чувствовать собственную вину и ответственность за поведение такого человека. Также курс "Антибуллинг" направлен на то, чтобы дать детям четкие знания, которые они могли бы передавать другим группам, классам, другим детям, проводя аналогичные тренинги, консультации для своих сверстников или детей, которые младше. Это формирование некого института антибуллинговых амбассадоров — таких детей, которые могли бы дальше продвигать идею, что буллинг — это недопустимое поведение, и это то, от чего нужно избавляться всем вместе, дружно", — высказывает свою точку зрения специалист.
Кибербезопасность
Виртуальная реальность прочно вошла в нашу жизнь, и в ней тоже могут совершаться такие же преступления, как и в реале. Это и совращение малолетних, и детская порнография, и оборот наркотиков.
"Сюда добавляются преследование через интернет, доведение до суицида... Здесь могут в преступных целях взломать аккаунт с целью испортить репутацию ребёнка — спектр угроз довольно широк", — сообщила девушка.
Кибербезопасность для школьников включает в себя понятие защиты в онлайн-пространстве. Какими способами оградить себя от нежелательных знакомств, как защитить свой аккаунт, как не допускать распространения конфиденциальной информации?
"Какие у нас есть правила по кибербезопасности? Самое главное правило — это надежный пароль. Поэтому мы учим детей на практике в интерактивной игровой форме, как создать себе настолько надежный и легко запоминающийся пароль, что в дальнейшем им не составляет труда придумать и не забыть аналогичный пароль на свое устройство на любые аккаунты", — подчеркнула Джумагулова.
Это самое главное правило, которому нужно уделять максимум внимания, потому что взлом аккаунта означает, что страницей и именем человека могут воспользоваться в преступных целях, испортить репутацию, совершать преступные действия. Взлом аккаунта опасен не только известным личностям, которые много средств вложили в развитие своего аккаунта. Аккаунт должен защищать любой пользователь, открывший его.
"Еще одно очень важное правило в кибербезопасности — не публиковать материалы, текстовые, фото- и видео файлы, которые могут опорочить твою собственную репутацию, либо репутацию другого человека. Всегда нужно думать, к каким последствиям приведет публикация. Прежде чем что-либо писать в сети, необходимо пропустить это через фильтры целесообразности, приемлемости и вредоносности своего контента. Это же относится к комментариям", — разъясняет она.
Если в электронном устройстве содержатся фото- и видеофайлы компрометирующего характера, то есть высокий риск того, что они могут попасть в интернет. Это может произойти при утере или при взломе устройства. Поэтому лучше не иметь в своей галерее, в памяти устройства никаких компрометирующих файлов вообще, — считает эксперт. Отсюда следует следующее правило: всё, что происходит перед камерой твоего устройства — всё это может быть записано и таким образом оказаться в интернете.
Следующее правило кибербезопасности — удалённые файлы всё равно остаются в интернете. Всё, что когда-либо было опубликовано, всегда остается в архивах интернета. Многие недооценивают это правило, и в случае удаления профиля или страницы, эти файлы все равно остаются в прямом доступе у того, кто захочет собрать дополнительную информацию о семье и ребёнке.
"Также существует угроза фишинга. Это целенаправленное выуживание информации о твоем аккаунте, личных данных, о данных платежных инструментов. Этим занимаются мошенники, которые могут получить доступ к личным финансовым данным, хранящихся на устройстве, и таким образом шантажировать, вымогать, либо напрямую снимать средства ребёнка. Либо, зная данные карточек родителей, списывать со счетов средства. Отсюда следующее правило — не открывать ссылки, приходящие в мессенджеры, не отвечать на SMS, не отвечать на сомнительную электронную почту, не реагировать на заманчивые и предложения, не совершать покупки на сайтах с сомнительными названиями в браузере. Нужно всегда проверять, насколько безопасно соединение, не пользоваться оплатой онлайн в общественных местах с незащищенным соединением", — пояснила основательница школы тренеров.
Бытовые травмы
Скоро лето. К сожалению, в это время начинается массовое падение детей из окон. Родительская беспечность и непредусмотрительность наносит огромный урон безопасному детству.
"Я считаю, что правоохранительные органы при первых "звоночках" должны выписывать некий нематериальный штраф в виде прохождения обучающего курса для родителей по безопасности их детей. Это могут быть доступные онлайн-курсы, где описаны 99 процентов всевозможных угроз, которые сопутствуют ребёнку. Здесь, думаю, необходимо доработать наши законы, чтобы обезопасить детей. Потому что бывает так, что ребёнок пострадал по недосмотру, это случилось один раз, второй раз, в третий раз, и бог знает, на какой раз ребёнок пострадает уже фатально", — высказалась тренер по детской безопасности.
Самоценность и уникальность
Ребёнок должен уже в детском возрасте понимать свою самоценность и уникальность, как ментальную, так и телесную. Тогда он не будет терпеть абьюзеров в своей жизни. Счастье ребёнка зависит и от того, какую информацию вложили в него в период взросления окружающие взрослые и какого человека ребёнок избирает моделью поведения для себя.
"Значительную роль в этом играют не только родные и близкие. Большую часть своего времени ребёнок проводит в школе, и я считаю, что от поведения учителя тоже многое зависит. Нельзя недооценивать воспитательную роль школы. Родителей не выбирают, и бывает так, что родители используют в своём обращении с ребёнком насилие и пренебрежительное отношение. Но ребёнок может получать альтернативный источник воспитания в школе в виде взаимоотношений с коллективом и с ответственным взрослым. Мы не можем точно знать и видеть, что происходит за закрытыми дверями в каждой семье, но мы можем влиять на формирование представлений ребёнка о самом себе, о своих личных границах, о своей уникальности и своей неприкосновенности, как личности. Педагогам в своей воспитательной работе необходимо учитывать эти факторы", — говорит она.
Чтобы абъюзивные отношения у ребёнка не повторялись во взрослой жизни, нельзя приучать ребёнка к мысли о том, что насилие — это норма. Начиная со школы и заканчивая каждой ячейкой общества в виде семьи, должна быть нулевая терпимость к любому виду насилия, как к психическому, так и физическому. Ребёнок должен четко осознавать, что по отношению к нему является нарушением прав, насильственным отношением, принуждением.
"Сейчас у нас во многих школах запрещено произносить вслух слово "насилие", тогда как мы собираемся обучать детей ненасильственным отношениям? Это та проблема, связанная с бытовым насилием в семьях, которая у нас стоит первой на повестке. Поколение, которое мы растим, наблюдающее и испытывающее насилие на себе, будет повторять модель поведения агрессоров и будет переносить его в свои семьи, и это бесконечный круг, который необходимо прервать. Поэтому недопустимо молчать о том, что насилие неприемлемо, и что определённые действия являются насилием. Эту повестку необходимо выносить в первые строки и говорить об этом открыто. Если ребёнок попадает в круг насилия, неважно, где оно началось — в школе в виде буллинга, на улице в виде насилия со стороны постороннего человека, в семье с пренебрежительных отношений — ребёнок, попадая в этот круг насилия, становится всё более и более уязвимым. Начавшись в школе, это может продолжиться во дворе, а затем перенестись в семью, где ребёнок будет объектом насильственных действий со стороны близких людей и родственников, в том числе для сексуализированного насилия. Поэтому любой вид насилия по отношению к ребёнку, где бы он и в какой бы форме не происходил, необходимо пресекать", — подытожила она.
* * *
Отметим, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время новогоднего обращения 2022 год объявил Годом детей. По его словам, детям нуждаются в особом внимании. Успешное будущее Казахстана гарантируют именно благополучные дети. Как подчеркнул глава государства, госорганам не лозунги и мероприятия для галочки нужно объявлять, а предпринимать конкретные меры в здравоохранении, образовании, социальной политике для защиты детства.