Казахский остров русской литературы: Фоторепортаж из Музея Достоевского в Семее
Единственный музей Федора Достоевского за пределами России находится в Семипалатинске (ныне – Семей), где известный всему миру русский классик отбывал ссылку.
Литературно-мемориальный Дом-музей в восточном Казахстане уникален тем, что его частью является дом, в котором в 1850-х годах Достоевский снимал жилье. Музей хорошо известен всем поклонникам творчества писателя, и со всего мира в этот небольшой музей приезжают исследователи и почитатели воспевателя "униженных и оскорбленных". Только в прошлом году музей посетили 16500 человек.
Корреспондент BaigeNews.kz побывала в Доме-музее Достоевского в Семее, увидела изнутри мемориальный домик, в котором несколько лет проживал писатель в далеком XIX веке, а также посмотрела документы и фотографии, повествующие о его жизни. И очень символично, что в 2021 году, в год 30-летия Независимости Казахстана, музей отмечает свой 50-летний юбилей. Ведь, по сути, именно через Чокана Валиханова и Федора Достоевского началось взаимно обогащающее духовно-интеллектуальное общение двух братских народов — казахского и русского. Лучше узнавая жизнь и деятельность русского писателя, мы острее и полнее начинаем понимать и помыслы, и дела великого сына казахской степи.
Фонд музея собирали всем миром
Историю музея нам рассказала директор музея Ирина Соловьева.
"Музей Ф.М. Достоевского в г. Семее был открыт 7 мая 1971 года на основании Постановления Совета Министров КазССР. Основой музея стал деревянный полутораэтажный дом 1838 года постройки (бывший дом почтальона Лепухина, в котором Ф.М. Достоевский снимал квартиру в 1857-1859 гг.). Уже в октябре 1965 года по решению Горисполкома нижний этаж дома на улице Достоевского, 118 был освобожден от жильцов. Здесь открылась городская библиотека, получившая в следующем году имя Ф. М. Достоевского", — поделилась нынешний директор музея.
Заведующей библиотекой и впоследствии первым директором дома-музея стала Зинаида Фурцева. С самого начала встал вопрос пополнения фонда, нужны были документы, фотографии, книги, чтобы можно было рассказывать о Достоевском. Для этого Зинаида Георгиевна начинает вести переписку с известными писателями, исследователями, с библиотеками и с книжными магазинами.
"Вскоре в адрес библиотеки стали поступать книги с дарственными надписями от К. Чуковского, Г. Серебряковой, В. Рождественского, Д. Гранина, С.Муканова, О.Сулейменова. Фурцева активно формировала будущий музейный фонд. Институт русской литературы (Пушкинский дом) передал книги и свыше ста фотографий, относящихся к Достоевскому. В адрес создающегося музея прислали свои книги: профессор Сорбонского университета Доминик Арбан, заведующий отделом славянских литератур Гарвардского университета Дональд Фангер, известный немецкий писатель Генрих Бёлль. События 1971 года послужили дальнейшим толчком к развитию музея. Был найден автограф Ф. М. Достоевского — его рапорт батальонному командиру от 27 июля 1857 года об отправке пасынка Павла на учебу в Омский кадетский корпус", — рассказывает Ирина Соловьева.
В 1972 году появилась идея сделать пристройку к мемориальному дому, где можно было бы создать литературную экспозицию, фондохранилище, кинозал и научную библиотеку.
"Так возникла идея музея-памятника. Здание решено было построить в форме раскрытой книги: ломаная линия стен — страницы, торец — корешок. Благодаря невероятному энтузиазму музейных работников, помощи областных руководителей, в 1976 году строительство пристройки было завершено (открытие музейного комплекса на снимке ниже — прим. ред.). Рядом со зданием музея была установлена парная бронзовая скульптура "Ф. Достоевский и Ч. Валиханов", выполненная московским скульптором Д.Элбакидзе, композиционно завершившая весь комплекс", — рассказывает директор Дома-музея Достоевского.
Директор музея отмечает, что за свое полувековое существование, он стал богатейшим хранилищем музейных ценностей, связанных с жизнью Федора Михайловича Достоевского.
"Его фонд насчитывает более двадцати шести тысяч музейных предметов, которые сложились в уникальные коллекции: книг с автографами, прижизненных изданий Достоевского и его современников, мемуарной литературы, периодических изданий XIX-XX веков, рукописей и документов, редких фотографий, изобразительных материалов", — резюмирует Ирина Соловьева.
От инженера до опального писателя
Экскурсия началась с литературной экспозиции — в той самой пристройке, возведенной в 1976 году. В этой экспозиции музея рассказывается биография писателя в хронологической последовательности — начиная с рождения Федора Михайловича и заканчивая последними годами жизни и его наследием. Конечно же, особое внимание уделяется тем годам, в которые Достоевский был в Семипалатинске.
Первая часть выставки повествует о первой половине жизни Достоевского, и по годам и названиям можно проследить основные этапы: Москва, детство (1821-1837); Петербург, Главное инженерное училище, начало литературной деятельности и участие Достоевского в кружке Петрашевского (1837-1849); Омск, каторга (1850-1854).
Начальный период жизни Достоевского представлен копиями фотографий и документов, многие их оригиналы хранятся в московском, петербургском музее. Представлены оригиналы книг XIX века.
Следующая часть экспозиции посвящена омскому периоду, где Достоевский отбывал каторгу. Наказан писатель был за то, что входил в кружок так называемых петрашевцев, которых власти сочли революционерами. Изначально Достоевского приговорили за это к смертной казни через повешение, но уже на эшафоте, когда Достоевскому даже успели надеть петлю на шею, приговор поменяли на каторгу и позже ссылку в Сибири. Описание этого страшного опыта Федор Михайлович подробно описал в своем романе "Идиот" голосом главного героя князя Льва Мышкина.
Кроме того, у писателя есть известное произведение "Записки из мертвого дома", где он в деталях и очень реалистично описал этот свое отбывание на каторге. В музее можно увидеть макет тюремного барака и нар, макет тюремной кареты, кандалов — это та среда, в которой тогда существовал Федор Михайлович. На фотографии также показан омский острог, где отбывал каторгу автор.
Кроме того, в экспозиции представлена издание книги Евангелие, подобное которому было подарено Достоевскому Н.Д.Фонвизиной и П.Е.Анненковой — женами декабристов во время ссылки в Тобольском остроге.
"Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного", — писал впоследствии Достоевский в "Дневнике писателя" за 1873 год.
Из уголовника в классики
Вторая часть литературной экспозиции рассказывает посетителям о последних 27 годах жизни писателя — годах, когда были написаны самые известные романы Достоевского, такие как "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы" и "Братья Карамазовы".
Делится данная экспозиция на три части: Семипалатинск. Военная служба. Ф.М.Достоевский и Ч.Ч.Валиханов (185-1859); 1860-1881. Творчество; Достоевский и современность.
Четырехлетнюю каторгу Достоевский отбывал в Омске, после этого в Семипалатинске ссылка у него длилась около шести лет. В этой части выставки представлено все, что касается семипалатинского периода.
Так, вниманию посетителей представлен макет Семипалатинска — так, как он выглядел в годы пребывания в нем Достоевского. За макетом расположена фотография, изображающая город на рубеже XIX-XX веков.
На фотографии запечатлен мемориальный домик, в котором Достоевский жил со своей первой женой Марией Дмитриевной. В экспозиции представлены и документы, касающиеся их жизни.
Представлена и копия рапорта Достоевского, оригинал которого хранится в хранилище музея.
Представлены в экспозиции и издания с семипалатинскими повестями "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" — произведения, которые Достоевский написал именно в этом городе. Можно увидеть и иллюстрации к ним казахстанских художников.
Следующий раздел, который тоже имеет отношение к семипалатинскому периоду жизни Достоевского, посвящен дружбе Достоевского и Валиханова. В Семипалатинске они встречались в 1956 году, что положило начало их многочисленным встречам впоследствии — уже в Омске и в Санкт-Петербурге.
Теплое отношение Достоевского к Валиханову видно в его письме от 14 декабря 1956 года.
"Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам… Лет через 7-8 Вы бы могли устроить судьбу свою, что были бы необыкновенно полезны своей родине. Например: не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвященным ходатайствам за нее у русских", — писал Федор Михайлович Чокану Валиханову, будучи в Семее.
Стоит отметить, что Чокан Валиханов принял участие в судьбе ссыльного писателя-петрашевца, будущего классика русской литературы Ф.М.Достоевского, способствовал досрочному освобождению его из ссылки.
На выставке можно увидеть их бюсты, выполненные московским скульптором Дмитрием Элбакидзе. Это репродукция на основе его же памятника, которая стоит в парке рядом с музеем.
Следующий раздел посвящен поездке Достоевского за границу.
На витрине лежат оригиналы журналов "Время" и "Эпоха", которые издавались Федором Достоевским вместе с его братом Михаилом. Виден год одного из прижизненных изданий — 1961 год — Достоевскому тогда было 40 лет. В этих журналах печатались такие произведения Достоевского, как "Униженные и оскорбленные" и "Записки из мертвого дома".
На следующей витрине представлен известный во всем мире роман "Игрок", посвященный периоду, когда Достоевский был за границей и увлекался игрой в рулетку. Здесь же можно увидеть вторую супругу Достоевского Анну Григорьевну, которая появляется в его жизни в это время.
В следующем разделе представлено так называемое "великое пятикнижие", которое включает такие всемирно известные поздние романы Достоевского, как "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1866), "Бесы" (1872), "Подросток" (1875) и "Братья Карамазовы" (1880). К каждому романы есть иллюстрации и документы.
К примеру, представлены иллюстрации Дементия Шмаринова к роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Изображены главные персонажи произведения — Лужин, Свидригайлов, Катерина Ивановна, Порфирий Петрович.
Биографическая часть экспозиции заканчивается витриной, в которой изображен Достоевский на смертном одре, похоронная фотография и его памятник на могиле, который находится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Жизнь писателя после смерти
На следующей витрине представлена история дома-музея Достоевского. Здесь можно увидеть фотографию основательницы музея Зинаиды Георгиевны Фурцевой. Изображены здесь также литераторы, с которыми она вела переписку. Советские писатели, поэты, которые присылали в дом-музей его произведения и свои книги с автографами.
Рядом на витрине представлены изображения потомков Достоевского, начиная от детей и заканчивая самыми юными потомками, которые живут сейчас в Санкт-Петербурге.
Также в этом разделе рассказывается про то, как писатель был представлен в театре и кино, в других музеях, посвященных его жизни, а также про книги классика, переведенные практически на все языки мира.
Далее представлены переводы произведений Федора Михайловича на казахский язык.
Можно увидеть и фотографии со спектаклей в разных театрах — московских, петербургских, семипалатинских, поставленных по произведениям Достоевского.
Здесь лежат буклеты всех музеев Достоевского, которые существуют на данный момент. Всего их семь — в Москве, в Петербурге, в Новокузнецке, в Омске, в Старой Руссе, в селе Дарово и в Семее. Это места, где в разные годы жил Достоевский. В Москве он родился, в Петербурге учился и прожил последние годы жизни, в Новокузнецке венчался со своей первой супругой, в Омске отбывал каторгу, в Старой Руссе он прожил несколько лет, там у него родился сын Алеша, в село Дарово находилось имение Достоевских, в Семее он отбывал ссылку.
Последняя витрина содержит книги с произведениями Достоевского на разных языках мира и бывшего Советского Союза.
Главные произведения Достоевского переведены практически на все языки. Видны переводы на английском, французском, немецком и т.д. На верхней полке стоит полное собрание сочинений Достоевского на японском языке. Подарено оно было в год открытия музея в 1971 году.
Иностранцы, которые посещают музей, иногда и дарят какие-либо ценные вещи.
"Есть туристы, которые путешествуют по миру и иногда специально привозят в музей переводы произведений Достоевского на разные языки. Например, вспоминается, как недавно молодой журналист из Турции подарил нашему музею несколько изданий, в которых были критические статьи о Достоевском", — вспоминает работница музея.
Дом ссыльного классика
Дом, в котором Достоевский арендовал жилье в Семипалатинске — это полутораэтажное здание в самом центре города. В распоряжении ссыльного писателя были гостиная, спальня и небольшой кабинет, в котором он сочинял свои ранние повести.
Комнаты в доме небольшие, а чтобы войти в каждую комнату приходилось наклонять голову из-за низкого дверного проема.
Стоит отметить, тем не менее, что аутентичной мебели, которая была здесь во время жизни Достоевского не сохранилось, ведь тогда он был еще начинающий писатель, и никому не пришло в голову создать здесь музей. Так что стулья, стол, кровать, настенные часы — все это было создано ближе к началу XX века.
Как упоминалось, дом стал частью музея только в 1971 году, много лет спустя, когда Достоевский стал известен во всем мире, когда его имя прогремело. А тогда в 1859 году, он был только начинающим писателем, известном разве что в узком кругу литераторов.
Чаепитие как вид искусства
В музее также периодически проводятся выставки на разные тематики, иногда они посвящены праздникам, каким-то определенным темам. Бывают здесь выставки и привезенные из других музеев Достоевского. Так, например, в доме-музее весной была выставка из петербургского музея.
"Музей приобрел известность не только своей стационарной экспозицией, но и многолетней выставочной деятельностью. Ежегодно проводится более пятнадцати выставок, основанных на материалах фондов музея и предметах из частных коллекций", — рассказывает директор музея.
Во время нашего посещения, в музее проходил временная выставка, посвященная чаепитию.
"О чае у Достоевского говорится во многих произведениях. Даже дочь Достоевского Любовь тоже всегда вспоминала, что ее отец любил чай. Он наливал себе в бокал черный чай и уходил к себе в кабинет с этим чаем", — поясняет работница музея.
Представлены на выставке и разные предметы к чаю, самовары XIX, XX веков и современные экземпляры.
"У нас когда выставки открываются, мы всегда привлекаем и горожан наших поучаствовать в выставках, так что здесь также представлены и коллекционные, сувенирные самоваров из фаянса, фарфора, кувшины, сахарницы — это все из частных коллекций", — рассказывает работница музея.
Часть самоваров представлена на витринах, часть отдельно.
Остается добавить, что изучение казахстанской части наследия великого писателя Федора Достоевского и его степного друга, ученого, дипломата и просветителя Чокана Валиханова не теряет своей актуальности. И особенно в год 30-летия независимости Казахстана, когда осознаешь глубинность евразийских корней нашей страны на фоне деятельности гениев двух братских народов.
Фотографии Артема Чурсинова