Достоевский и Семей: личные истории и уникальные факты, которые оставил писатель городу
Единственный в Казахстане музей, посвящённый жизни и творчеству Фёдора Достоевского, сейчас готовится отметить день рождения самого цитируемого в научном мире русского классика. В мемориальном доме Семея собирают и берегут уникальные с точки зрения истории и литературы экспонаты – книги, документы, фотографии, предметы-современники писателя. А ещё музей хранит удивительные истории, связанные с пребыванием Достоевского в Семипалатинске, дошедшие до нас благодаря воспоминаниям XIX века. Истории, которые раскрывают нам другого Фёдора Михайловича – первого в городе цветовода, влюблённого солдата и дрессировщика змей. По аналогии "Пятикнижия", которое сложено из самых масштабных и совершенных произведений Достоевского, корреспондент BaigeNews.kz собрал 5 занимательных историй о писателе, а также экспонатах, с ним связанных.
Жизнь и творчество Фёдора Михайловича внимательно изучают 8 музеев в мире - 6 из них расположены в России, один в белорусском Гомеле, и ещё один - в Семее. Первый музей памяти Фёдора Михайловича основала в Санкт-Петербурге ещё при жизни его вторая жена, будучи вдовой - Анна Григорьевна Сниткина.
Литературно-мемориальный музей имени Ф.М. Достоевского - его содержание и само здание - это не только ценный научно-исследовательский и культурно-просветительский объект казахстанской музейной культуры, но и золотой экспонат мировой "достоевистики".
Дом почтмейстера Лепухина 1838 года постройки – это уютный полутораэтажный деревянный дом в самом центре города. Здесь, на втором этаже, за 11 рублей в месяц Достоевский два года арендовал у владельца второй этаж для своей семьи. К нему пристроено каменное здание в виде раскрытой книги. Многометровый лик Достоевского, словно вышедшего со страниц этого бетонного вертикально стоящего томика, приглашает всех посетителей и прохожих познакомиться с его семипалатинским прошлым.
Внутри этой огромной книги, среди страниц жизни писателя, расположена основная экспозиция, о которой ранее в фоторепортаже подробно рассказал корреспондент BaigeNews.kz.
А сейчас несколько историй о занимательных экспонатах музея и военном прошлом Достоевского, которое стало достоянием семипалатинской истории и запустило череду увлекательных событий. В преддверии дня рождения писателя, которое отмечают 11 ноября, истории рассказала и.о. заведующего научно-экспозиционным отделом литературно-мемориального музея имени Ф. М. Достоевского г. Семей Алла Белякина.
История первая: 400 оттенков отчаяния
Жизнь Фёдора Достоевского с самого детства не была простой. Второй из восьми детей был развитым не по годам ребёнком, во многом благодаря традиции семейных чтений. Он научился читать в 4 года, а в 10 лет одолевал огромные пассажи из исторических сочинений. Гуманитарий по складу ума по решению отца, который не интересовался желаниями старших сыновей, вынужденно поступил на обучение в высшее военно-инженерное училище. Получив образование по специальности "военный инженер", он столкнулся с ненавистным ему двойным комбо - он терпеть не мог армейскую муштру и технические дисциплины. Но ему пришлось этим заниматься. Когда умер отец и больше некому было заставлять его дружить с нелюбимым делом, юный начитанный Фёдор занялся литературой: делал переводы, писал свои произведения.
В конце сороковых годов на улице он случайно познакомился с человеком по фамилии Буташевич-Петрашевский, который работал в министерстве иностранных дел, был очень образованным, богатым, и жил в просторном доме. Каждую пятницу там собиралось много молодых людей, желающих повторить французский революционный опыт и совершить в своей стране переворот, ограничив в правах царя.
Доносчик по фамилии Антонелли, строчивший кляузы императору, включил в список недоброжелателей и Фёдора Достоевского, который иногда бывал в гостях Михаила Петрашевского и прочитал запрещённую литературу.
В результате начинающий писатель, роман которого "Бедные люди" к тому времени уже прогремел в литературных кругах, оказался на пороге смертной казни путём расстрела за попытку государственного переворота. Но казнь была сымитирована, и в дальнейшем была заменена каторгой в Омском остроге. Главного бунтаря Петрашевского приговорили к терзаниям в концлагере XIX века пожизненно, а Достоевского отправили в Сибирь на 4 года.
В литературно-мемориальном музее Семея есть особая экспозиция, посвящённая незаслуженным терзаниям Достоевского, которые навсегда отпечатались в его памяти.
Во время возведения к дому почтальона Лепухина пристройки в виде раскрытой книги, в Семипалатинск была приглашена группа художников из Ленинграда. Они создали ту часть музея, которая посвящена времени пребывания Достоевского на каторге. В компании преступников он валил лес и сплавлял его вниз по Иртышу. Экспонаты и оформление помогли передать ту самую мрачную и тяжёлую атмосферу острога. А ещё творческий коллектив создал уникальное деревянное панно, аналогов которому до сих пор нет в мире.
"Омский Острог был рассчитан ровно на 400 заключённых. Художники создали ровно 400 портретов на дереве. Причём это не лица конкретных людей, а эмоции, которые они могли испытывать: агрессия, злость, страх, отчаяние, безысходность. Причём эмоции не повторяются. Такой галереи портретов на дереве нет больше нигде в мире. На первом этаже, где размещаются библиотека, рабочие кабинеты, тоже созданы плашки, но не лица, а казахстанские символы – орнаменты, растительность, отпечаток лапы зверя", - рассказала о реализованном проекте ленинградских архитекторов Алла Белякина.
Каторжане жили в почти неотапливаемых бараках, спали на деревянных нарах. Музейный экспонат наглядно показывает, как он выглядел первоначально. На тюремной кровати - металлическая часть поясных кандалов. Именно такие 4-килограммовые оковы Достоевский проносил на ногах не снимая 4 года. В результате у него осталась привычка семенить мелкими шагами.
Справа - малоизвестный портрет Достоевского в исполнении омского художника Константина Щекотова. Он отражает ещё одну малоизвестную деталь жизни каторжан.
"Во время работы каторжан охраняли солдаты. Узники были разные: одни, которых сегодня назвали бы рецидивистами, неоднократно совершали жестокие убийства и были приговорены к неволе пожизненно. Им нечего было терять, они всё время пытались сбежать. Такие узники, как Достоевский, у которых был относительно короткий срок пребывания на каторге, старались вести себя спокойно. Солдаты, охранявшие их, должны был издалека разобрать род тюремщиков, для этого их всех брили по-разному. Таким, как Достоевский, выбривали боковую часть. Другой категории выбривали высоту второго лба. Эти причёски были видны с большого расстояния. Правда станок был настолько тупой, что едва не снимал узникам скальп", - рассказала по воспоминаниям Достоевского Алла Белякина.
Кстати, позже о каторге Достоевский написал произведение "Записки из Мёртвого дома". Именно здесь, в кругу воров, грабителей, убийц интеллигентный рафинированный дворянин набрал огромное количество образов, записал тюремный жаргон, в последующем помогший создать огромное количество разных криминальных сюжетов.
Кстати, сюжет повести, подробно описывающей быт и нравы заключённых, лег в основу теории типов преступников во время создания науки криминалистики в конце XIX века.
История вторая: Повелитель змей
4 года незаслуженного наказания в Омском остроге сменились военной повинностью. После выхода на свободу Достоевскому вынесли очередной приговор - царь своей рукой подписал указ о пожизненном несении службы рядовым солдатом. Именно тогда измученного тяжёлой работой и невыносимыми условиями Фёдора Михайловича приписали к седьмому линейному сибирскому батальону, который квартировался в Семипалатинске.
В марте 1854 года, когда рядовой Достоевский прибыл в Семипалатинск, население уездного городка составляло примерно 5 тысяч человек. На нескольких улицах рядом с рекой располагалось не более пятисот домов.
Достоевский приехал в марте 1854 года, а в мае, через 2 месяца, создали Семипалатинскую область. В прошлом году жителям региона посчастливилось стать очевидцами точно такого же события, когда была утверждена новая область Абай с центром в Семее.
Правда, во времена Достоевского в состав Семипалатинской области вошла вся территория современной области Абай, Восточно-Казахстанской, Павлодарской областей и часть Карагандинской области.
Достоевский мог бы и не почувствовать эти местные политические изменения, если бы в новую административную единицу не стали отправлять новых чиновников. Окружным прокурором сюда был прислан Александр Врангель. Именно в честь его известного дяди-путешественника был назван остров в Северном Ледовитом океане, а племянник Александра Егоровича в 1918 году возглавил движение "Чёрный барон".
Для Достоевского стало удачей и счастьем познакомиться с этим человеком, которому суждено было помочь великому писателю.
"Во-первых, прокурор Врангель был поклонником таланта Достоевского. Даже стал случайным свидетелем инсценировки смертной казни участников кружка Буташевича-Петрашевского. Когда он узнал, что поедет в город, где служит Достоевский, то не поленился собрать у родных письма, деньги, личные вещи для ссыльного писателя. Здесь они близко подружились, - приводит Алла Белякина воспоминания Врангеля. - Прокурор Врангель и Чокан Валиханов практически откармливали Достоевского. Все знают, как у нас любят встречать гостей в аулах. Кстати, Фёдор Михайлович был сладкоежкой. Шоколад в нашем городе был привозной и очень дорого стоил. Поэтому писатель пристрастился к местным десертам - курага, орехи, изюм".
Зная, какая тяжёлая жизнь была у Достоевского в Омском остроге, и как нелегко ему приходилось на службе в казарме, Врангель снял для своего друга домик на всё лето. Она находилась на краю города, там, где 23 года назад на правом берегу Иртыша установили один и пилонов подвесного моста. Домик именовался Казакова дача. Друзья проводили свободное время в разговорах, много купались, отдыхали, жарили мясо, рыбачили.
Уже в те времена за пыльные бури почти при полном отсутствии растительности город называли "Чёртова песочница" или "Семипроклятинск".
Тем не менее, Достоевский удивлялся, что в городе на берегу реки совсем нет благородной растительности - цветов и кустарников. До создания в Семипалатинске первого казахстанского водопровода оставалось полвека. Люди, которые тащили домой огромные бочки с водой для бытовых нужд, не могли тратить её ещё и на ландшафтный дизайн. Но Врангель, зная любовь Фёдора Михайловича к прекрасному, выписал для него из Риги необычный по тем временам для уездного города подарок - семена и луковицы цветов. Достоевский безумно обрадовался новому увлечению и стал первым в Семипалатинске цветоводом.
Сначала два друга создали тепличку, затем разбили несколько клумб, а впоследствии установили скамейки и даже соорудили примитивный фонтан: проложили от реки трубу, которая при правильном направлении движения воды превращалась в бьющий ключ.
Живописный и нетипичный для пыльного города пейзаж стал привлекать внимание местных дам, которые жестоко обходились с детищем Достоевского – они приходили в оазис писателя, как к себе домой, опустошали клумбы, обрывая цветы, и много шумели, чем безумно раздражали ищущего покой классика. В те времена дамам нельзя было просто сказать "Уходите". Думая над тем, как бы избавиться от назойливой щебечущей толпы, друзьям помог забавный случай.
"Выяснилось, что под старыми полами домика поселились ужи. Они и сейчас обитают вдоль Иртыша в тёплое время года. Два друга решили приручить пресмыкающихся, прикармливая их молоком. Чувствуя прикосновение блюдца с полом, то есть определённые вибрации, ужи стали выползать из щелей и угощаться вкусным питьём. Постепенно они привыкли к мужчинам и перестали их бояться. И вот в один из вечеров перед приходом тех самых дам друзья поставили на пол блюдца, пригласив дрессированных питомцев к трапезе, а сами ретировались. В это время в дом зашли девушки. Почувствовав присутствие незнакомых людей, змеи испугались и бросились врассыпную, попутно запутываясь в полах длинных платьев. Это зрелище так шокировало гостей, что те с криками паники бросились бежать и больше в дом Врангеля и Достоевского не возвращались", - рассказала забавную историю сотрудник музея.
История третья: Главный экспонат
Недалеко от арендованного пристанища Достоевского находился дом военного служащего Белихова. Классический офицер XIX века, служащий в захолустье, собирал у себя прогрессивное общество, куда любил приходить и ссыльный писатель. Там он познакомился со своей будущей женой Марией Исаевой. Её супруг, в то время почти спившийся алкоголик, был военным.
Когда Мария Исаева с супругом и сыном Павлом переехали в Новокузнецк, именуемый в то время Кузнецком, Достоевский стал тяжело переживать разлуку с любимой. Но они условились, что будут встречаться в приграничном Змеиногорске. Врангель прикрывал влюблённого друга, пока тот, верхом на лошади, отлучался в самоволку. Ведь выезжать из города рядовой солдат не имел права. Прокурор закрывал ставни, двери на Казаковой даче и говорил, что Фёдор Михайлович себя плохо чувствует. Эта версия сходила за правду, поскольку ссыльный петербуржец был склонен к эпилепсии и действительно нередко страдал обострениями после каторги. Так, в Семипалатинске Достоевский впервые сел в седло и освоил верховую езду.
После смерти мужа Марии Исаевой, Достоевский женился на любимой женщине, перевёз её в Семипалатинск и снял для своей семьи второй этаж в доме почтальона Лепухина. Сейчас там располагается часть музея, которая именуется мемориальной квартирой. Жалованье Достоевского составляло 18 рублей, 11 из них он отдавал за аренду. По тем временам это была не маленькая сумма. В целом Достоевский прожил в нашем городе 5 лет, два из - в этом доме. Именно здесь он активно работал над произведениями "Дядюшкин сон", "Степанчиково и его обитатели".
Город всегда знал, что в этом доме жил Достоевский. Поэтому ещё в 1911 году местные депутаты приняли решение повесить на стене дома мемориальную доску и переименовать улицу. Ранее улица Крепостная стала именоваться улицей Достоевского. Это единственная в Семее улица, которая более чем за 100 лет не поменяла своего названия.
В последующем дом почтальона стал коммунальным жилищем для многих семей. С середины ХХ века и до 80-х годов в виду пресловутого квартирного вопроса в свободных комнатах таких вот общежитий располагались государственные учреждения. И по счастливой случайности в 1965 году два помещения на втором этаже этого дома - спальню и комнату - отдали под нужды 15-го отделения центральной библиотеки. В остальной части продолжали жить люди. Поэтому книголюбы, приходя за чтивом, сначала преодолевали общий коридор, заставленный тазиками, мётлами, велосипедами и колясками.
Заведующей городской библиотекой номер 15 назначили Зинаиду Фурцеву. К ней стали приходить люди, напоминать о том, что здесь жил Достоевский, и просить выдать его произведения. Но по иронии судьбы в библиотеке не было ни одного его сочинения. При помощи обмена руководитель приобрела для книжного фонда первую книгу с произведением Достоевского – это был роман "Подросток".
Зинаида Фурцева понимала, что в этом доме, где когда-то жил с любимой женщиной всемирно-известный классик, просто необходимо устроить музей в его честь. И она, которая должна была заниматься только библиотечными делами, в свободное от работы время, несмотря на протесты и выговоры руководства, работала с учёными, отправляла запросы в архивы, выхватывая по крупицам данные о пребывании Достоевского в Семипалатинске.
В первый же отпуск они с мужем отправились за свой счёт в Москву. Сотрудники столичного музея имени Достоевского, у которого на тот момент сформировался добротный фонд экспонатов, объясняли, что одного исторического здания для открытия музея недостаточно. Необходима была пристройка. Зинаиду Георгиевну проинструктировали. Новые знакомства принесли много полезной информации, которую они собралась налегке везти домой. Но перед отправкой московский скульптор подарил ей гипсовый бюст писателя.
Достаточно тяжёлый презент нужно было доставить в Семипалатинск очень аккуратно. Поэтому все трое суток Зинаида Фурцева не выпускала завёрнутый в одеяло подарок из рук. Когда ей нужно было отлучиться, она так же бережно вкладывала его в руки мужа. Так в будущем музее появился первый экспонат.
С годами все комнаты мещанского дома были выкуплены. В 1971 году на 150-летннюю юбилейную годовщину со дня рождения Фёдора Достоевского в Семипалатинске открылся музей его имени.
Сейчас в том месте, где ранее располагалась библиотека, обустроена мемориальная квартира - 4 комнаты, оформленные жилым интерьером XIX века, экспонируют обстановку того времени.
На первом этаже во времена Достоевского жил сам хозяин - почтмейстер Лепухин. Сейчас там демонстрируется интерьер XIX века состоятельных домов.
"Зинаида Сытина - дочь Гейбовича, одного из командиров Достоевского - очень много времени проводила в квартире писателя и его жены Марии Исаевой. Она оставила подробные воспоминания, рассказывая где и что располагалось. В рабочем кабинете возле левой стены стоял кабинетный диван. Поэтому мы искали именно кабинетный диван. Когда подбиралась мебель, данные тщательно изучали. По воспоминаниям, письменный стол у Достоевского был со звериными мордами. В Семипалатинске население составляло больше 5.000 человек. Сколько из них нуждались в письменном столе? Из тех, у кого он был, сколько человек работали за столом со звериными мордами. То есть с высокой долей вероятности - это именно тот стол, за которым работал Достоевский", - пояснила Алла Белякина.
Достоевский прожил в Семипалатинске 5 лет, два года из них – в доме Лепухина. Здесь он закончил написание двух произведений, которые историки ещё называют "Семипалатинские повести". Эти лёгкие, водевильные, анекдотичные истории могли быть написаны именно за этим столом.
Все предметы быта – ценные экспонаты. Датчики температуры и влажности помогают следить за условиями, и при необходимости коррелировать их.
История четвёртая: Фото на память.
В Семипалатинске Фёдор Достоевский впервые сфотографировался. В середине XIX века, когда некоторые европейские столицы только мечтали о фотосалонах, в Семипалатинск приехал человек по имени Соломон Лейбин. Он привёз в областной город из Томска искусство светописи и стал первым фотопортретистом Достоевского. Несмотря на то, что Достоевский очень скептически относился к фотографиям, он всё же оставил потомкам на память около десятка фотоснимков. Исследователь человеческой души считал, что на фотографиях каждый может изобразить из себя кого угодно. А вот от художника, который, пристально вглядывается в свой объект и пишет портрет часами, истину не утаить. "Возможно, что Наполеон в иную минуту вышел бы глупым, а Бисмарк - нежным", - говорил о фотоискусстве Достоевский.
Фото: shoqan.kz
До первого фотоснимка у Достоевского был один художественный портрет 1842 года.
Соломон Лейбин оставил в жизни писателя и в истории города ещё один удивительный факт. На всех фотографиях Достоевский запечатлён один. Его вторая жена и дети много раз застывали в кадре, но без отца семейства. И лишь на одном снимке он сфотографировался в дуэте. Рядом с ним был его друг Чокан Валиханов. А за легендарной фотографией осталась удивительная история.
"Тайная экспедиция поручика Чокана Валиханова в Кашгар длилась 10 месяцев. Он возвратился домой весной 1959 года. Когда оказался в Семипалатинске, то помчался к своему другу, который к тому времени уже получил разрешение вернуться после службы в Россию. Понимая, что они могут больше не встретиться, а именно так и произошло, решили сфотографироваться на память. И вот эта фотография вторая в жизни Достоевского. Мужчина пытается быть раскованным на камеру, он закинул ногу на ногу, в правой руке держит сигарету, но он не знает куда деть солдатскую картуз, и неловко прячет его под локоть левой руки. У Валиханова ещё не отрасли волосы после поездки, где он выдавал себя за сына кашгарского купца, и был вынужден брить голову наголо. На фото у него жуткое выражение глаз, в которых запечатались усталость, ежедневный риск смерти – всё, чем он жил 10 месяцев, готовясь к внезапному разоблачению каждый день. Достоевский, зная, что Валиханов обожает холодное оружие, подарил ему на память кинжал. Валиханов играет на камеру этим кинжалом", - рассказала Алла Белякина об истории легендарной, второй в жизни писателя, фотографии.
Этот снимок стал символом крепкой дружбы и лег в основу известной бронзовой композиции, которая украшает музей с улицы. В 70-е годы, когда музей Достоевского уже был построен, в Семипалатинск повторно пригласили грузинского скульптора Дмитрия Элбакидзе, который несколькими годами ранее, в 1972 году, украсил одну из площадей 7-метровым памятником Абая Кунанбаева.
Фото: shoqan.kz
Заслуга Достоевского по отношению к Валиханову в том, что казахский журналист, этнограф и путешественник благодаря настоянию друга-писателя занялся записью эпосов и работой над этнографическими исследованиями, развивал литературный талант. По должностным инструкциям Валиханову было не обязательно заниматься творчеством. Но Достоевский видел в нём потенциал, был впечатлён познаниями и уровнем интеллекта Валиханова.
История заключительная: Подарок впечатлённого посла
В 1971 году, в год открытия музея, основательнице Людмиле Фурцевой написала вдова японского переводчика Масао Ёнэкава, который перевёл произведения Фёдора Достоевского на японский. Кстати, родная сестра литератора так виртуозно играла на национальном музыкальном японском инструменте, что император при жизни присвоил ей статус живого достояния Японии. А сам Ёнэкава был одним из разработчиков настольной игры Маджонг, которая сейчас весьма популярна в электронной версии.
Всю жизнь Масао занимался переводами русской литературы, но его страстью были произведения Достоевского. Ёнэкава умер в 1965 году, кстати, в год открытия 15-го отделения библиотеки в доме Лепухина. Через 6 лет, в 1971 году его вдова выходит на связь.
"Она пишет, что шестая годовщина после смерти у буддистов - это особенная дата, когда нужно без чёрной горечи утраты попрощаться с умершим, и оставить что-то интересное и знаменательное в память о нём. И вот она решила прислать в музей в качестве подарка полное собрание сочинений переводов Ёнэкавы – 21 том. Вдова прислала эти книги в наш музей. Каждый том, изначально искусно отделанный, упакован в полиэтиленовый пакет и помещен в картонный футляр. Книги напечатаны в старой японской книжной традиции - читаются, как арабский, справа налево", - рассказала о необычном подарке музею Алла Белякина.
Подарки – это отдельная статья поступления экспонатов в фонды музея. С ними связано немало разных занимательных историй. И вот одна из них.
В апреле этого году в музее экспонировалась выставка открыток и значков. Как раз в это время сюда зашёл почётный гость – посол Китая в Казахстане.
На витрине его внимание привлекла серия китайских открыток с изображением жизни и быта индусов. Они являются коллекционной редкостью даже в самом Китае, не говоря уже о других странах. Он был очень впечатлён, как казахстанский музей высоко ценит международное искусство, и как бережно относится к таким экспонатам. В благодарность он передал в фонд учреждения набор для китайской чайной церемонии. Но набор оказался с сюрпризом. Он необычен тем, что на донышке пиалы расположены выпуклые изображения рыбок. Когда в пиалку наливают зелёный, слегка мутноватый чай, рыбки начинают бликовать, создавая ощущение движения по дну.
В музее имени Достоевского много вещей с автографами нобелевских лауреатов, потомков писателя. А ещё книги, персонально подписанные известными авторами, необычные предметы с яркой историей.
Два раза в год сотрудники музея проводят академические выставки, посвящённые дню рождения и дню смерти Фёдора Михайловича. И вот как раз такие экспонаты нередко украшают экспозиции. Сейчас в литературно-мемориальном музее готовят очередную выставку к 202 годовщине со дня рождения Достоевского, рассказывающую о его жизни и творчестве, в том числе – семипалатинском периоде.