Как дальше будут работать inDriver, Uber и Яндекс-такси в Казахстане?
В Казахстане активно пользуются мобильными приложениями по вызову такси. Казахстанцы находят онлайн-сервис очень удобным и выгодным, мобильное приложение дает возможность самому указывать стоимость поездки, гибко оговаривать нюансы, не платить за ожидание и самое главное - моментально найти автотранспорт, готовый доставит вас в нужное место, но всегда существует обратная сторона медали. Удобно, выгодно, но небезопасно - именно так считают разработчики новой концепции законопроекта в лице вице-министра по инвестициям и развитию РК Романа Скляра. Какие единые правила предлагают вести для перевозчиков пассажиров онлайн-сервиса в Казахстане, читайте в материале корреспондента BNews.kz.
Найти такси в любое время суток стало проще простого, что и привлекает пользователей в обязательном режиме скачивать такие мобильные приложения как inDriver, Uber, Яндекс-такси через привычные AppStore и GooglePlay. Но быстро заказать такси - это полдела, ведь теперь в целости и сохранности необходимо добраться до нужного адреса, здесь и возникает вопрос: «Насколько онлайн-сервис может обеспечить безопасность пассажирам?»
Когда садишься в такси к незнакомому человеку, первое, о чем думаешь - это безопасность. Ты не знаешь, был ли твой водитель ранее судим, привлекался ли к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде и что у него на уме. Все эти факты, как и исход поездки, предугадать порой сложно.
Например, отдельный онлайн-сервис, как inDriver оказывают услуги по вызову такси без проверки наличия у водителя разрешительных документов, соответствия частного извозчика требованиям законодательства. Пассажирам, пользующимся мобильным приложением, могут запросто попасться недобросовестные извозчики, и нет гарантии, что перед рейсом они прошли медицинское освидетельствование, у них есть страховка и автотранспорт находится в технически исправном состоянии.
«Вот вы заказали такси, но вы не знаете водителя. Может у него закончился срок действия водительского удостоверения, он наверняка не прошел медицинское освидетельствование. Может, вообще он не имеет опыта, а может, ему только 18 лет, когда перевозки пассажиров можно осуществлять только с 21 года», - заявил Р.Скляр в ходе очередного заседания Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.
Кроме того, частные извозчики, пользующиеся мобильным приложением, в большинстве случаев не оплачивают налоги и не оформляют договора обязательного страхования ответственности перед пассажирами. Отсутствие договора не защитит имущественных интересов пассажиров, особенно в случае, если пассажир получит ущерб жизни и здоровью в результате возможного ДТП.
Таким образом, онлайн-сервисы по вызову такси позволяют заняться частным извозом любому человеку, владеющему автотранспортным средством, что не только создает условия для нелегальной деятельности, но и опасность причинения вреда в будущем.
В связи с этим, в рамках концепции, разработчиками предлагается регламентировать деятельность информационно-диспетчерских служб онлайн-такси. Другими словами, диспетчерские службы, перед тем, как набирать перевозчиков в свою базу, должны предъявлять к ним ряд регламентируемых требований.
«Следует проконтролировать, чтобы водителю было 21 год, имелось медицинское освидетельствование, автотранспорт должен иметь страховку и ряд других требований, которые мы установим. Мы ни в коем случае не хотим ограничивать деятельность данных операторов. Мы хотим, чтобы те граждане, которые занимаются перевозками под флагом операторов, соответствовали элементарным нормам безопасности. Правила для всех перевозчиков такси будут едины», - продолжил вице-министр.
В случае несоблюдения надлежащих требований, как пообещал он, доступ к сервису будет заблокирован.
«Мы не зажимаем конкуренцию, перевозчики должны соответствовать требованиям, которые имеются в законе о безопасности. Если перевозчики будут обладать всеми необходимыми правами, у нас не будет к ним претензий», - добавил он.
Другими словами, мобильные приложения с таким же успехом будут продолжать работать в Казахстане в случае соответствия предлагаемым требованиям с целью обеспечения безопасности пассажиров.
Кроме того, для совершенствования правовой базы, согласно концепции, предлагается внести изменение в понятие «перевозчик такси», а также ввести понятия «программное (мобильное) приложение», «собственник (владелец) программного (мобильного) приложения».
Предлагаемые поправки, как утверждают разработчики, способствуют эффективному регулированию деятельности по перевозке пассажиров такси в целом, повышению уровня безопасности потребителей услуг и поддержке добросовестной конкуренции среди перевозчиков такси.
В заключении следует отметить, что безопасность поездок всегда будет оставаться на первом месте, какие бы мобильные приложения не упрощали нашу жизнь, за каждым гражданином остается право выбора. И этот выбор должен быть более или менее разумным.