Казахстанские транспортные компании стали жертвами мошенников
Они заявляют, что сами смогли выйти на след мошенников, но полиция не спешит расследовать их дело.
Казахстанские транспортные компании заявили, что несут миллионные убытки из-за налаженной схемы мошенничества. На пресс-конференции в Алматы их представители заявили, что страдают от рук преступников на протяжении года и даже вышли на их след, но правоохранительные органы не спешат расследовать дело, сообщает корреспондент BNews.kz.
Заявили о том, что стали жертвами мошенников, семь грузоперевозчиков. По их мнению, число обманутых значительно больше.
Группа компаний обратилась в РУВД Алматы с заявлением по поводу хищения на транспорте. Пострадавшие рассказали, что в течение года, в частности, в феврале и марте, товары из клиентов подверглись налёту мошенников. Семь грузоперевозчиков понесли ущерб в размере 120 млн тенге. Среди украденного тонны пивных банок, кондитерских изделий, косметики и продуктов.
Схема мошенничества такова: злоумышленник использует тематическую интернет-площадку, где размещаются объявления о предоставлении услуг по транспортировке грузов. Регистрируется как официальное лицо. Для транспортной компании он представляется владельцем груза, а для владельца груза - транспортной компанией. Мошенник получает доступ к грузу, далее меняет маршрут доставки груза и похищает товар.
"Они пользуются SIM-картой оператора связи Beeline, номера практически одинаковы, разняться только последние. Мы установили, что порядка 200 SIM-карт было закуплено. Все эти номера действуют, временами отключаются. Они находят грузоотправителя, подбирают такой груз, который легко реализовать. Скидывают документы. Предлагает хорошие условия: дешёвую перевозку, быструю доставку. Заключают договор от компаний, которые давно на рынке, подделывая их подпись и печать. Соглашается на перевозку, приезжает на склад грузоотправителя, получает груз. После этого мошенники не направляют машину на место выгрузки, а уводят на своё местоназначение. В этот же день телефоны отключаются", - рассказал представитель компании "ВторРесурсы" Виталий Шмаков.
Шмаков добавил, что их компания бросила силы на поиск своего груза и сумела найти часть товара в Алматы, хотя транспорт должен был прибыть в Россию из Кызылоры.
"Когда появились сомнения, что водитель находится не на том маршруте, мы по данным техпаспорта нашли хозяина машины и ему объяснили, что, возможно, водителя ввели в заблуждение и пытаются похитить груз. Владелец автомобиля связался с водителем, сказал, что он находится не на правильном пути. Мы последовали за ним и задержали. Часть груза была уже выгружена в Алматы", - пояснил Виталий Шмаков.
Предприниматели уверяют, что пострадавших от афёр злоумышленников значительно больше, однако многие компании переживают за свою репутацию и боятся огласки.
Грузоперевозчики не сомневаются, что можно установить всех участников мошеннической схемы, однако при обращении в правоохранительные органы дело не двигается с мёртвой точки. Представитель товарищества Victoriya TLC Дмитрий Быков обозначил, что грузы пропадают в разных городах страны, а также на территории России. Однако преступление берёт начало в Казахстане.
"Мошенники очень хорошо владеют информацией о рынке грузоперевозок. Доля ответственности за то, что произошло у нас есть, мы её не отрицаем. Но рынок развивается в сторону мобильных технологий. Мы не можем работать без Интернета. Когда предоставляются документы с данными реальных людей и компаний, не обмануться сложно. Если в полиции говорим, что мы заключили договор, они направляют нас в гражданский суд. Там, когда узнают, что дело о мошенничестве, отправляют нас в уголовный суд, и так по кругу. Даже если в суде по повестке вызовут реальную компанию, её представители скажут, что также являются пострадавшими, когда преступники подделали их документы", - считает Дмитрий Быков.
Представители компаний требуют, чтобы МВД Казахстана и России создали следственную группу, которая бы провела расследование.
"Мы составили открытое обращение в МВД РК, КНБ РК, прокуратуру, а также в МВД РФ. Это только те хищения, которые стали известны. Если копнуть глубже, то размер ущерба, который еженедельно происходит в нашей республике, гораздо больше. К нам присоединились другие пострадавшие. И кражи оцениваются в 300 млн тенге. Мы всё ещё узнаём, что мошенники, не прекращая, крадут груз", - сказал директор ТОО Tranz.kz Жомарт Есентугелов.
"Организация мошеннических действий схожа. Во многих случаях мы сами выявляем схемы, номера телефонов, электронные адреса. У нас на руках целое досье. Нам известны те лица, которые используют эти телефоны и машины. Один человек был пойман с помощью роуминга. Нам собственными силами удаётся найти водителя, с помощью которого этот груз перевозился, склады, частные дома, куда привозят товар. Куда этот груз девался, мы тоже можем найти. Правоохранительные органы способны раскрыть это преступление, но они бездействуют. Тем не менее преступники до сих пор не пойманы. Никакое заявление не увенчалось успехом: поимкой преступников либо возмещением ущерба. Действия уполномоченных органов неэффективны. Размеры хищений значительные, грузы похищаются вагонами. Эта колоссальная стоимость позволяет влиять на следствие путём подкупа сотрудников РУВД, чтобы уйти от ответственности", - заявил Есентугелов.