"Потребительский патриотизм". Производители молока и масла просят поддержки государства
Казахстанские производители молочной, масложировой и мясной продукции заявили, что им нужна поддержка государства. Иначе они не смогут конкурировать с импортной продукцией. В последние годы импорт молочных товаров растёт, при этом местной продукции стало сложнее пробиться на полки магазинов.
Об этом представители отрасли рассказали в ходе круглого стола "Потребление и реализация отечественных продуктов питания – перспективы и барьеры" в "Атамекене", передает BaigeNews.kz.
По их словам, пищевая отрасль нуждается в государственном регулировании, включающей в себя поддержку отечественного производителя. Сегодня местной продукции сложно попасть на полки супермаркетов, утверждают казахстанские производители.
Они говорят, что для торговых сетей главным критерием при выборе поставщиков является низкая закупочная цена товара, а не качество.
Отечественные производители, которым удаётся зайти в местные торговые сети, чаще всего работают в убыток. Отдавая продукцию по низким ценам, казахстанские производители недополучают прибыль, которую они могли бы вложить в модернизацию и закуп нового оборудования, освоение производства новых продуктов."Произвести продукт недостаточно, надо его продать. А здесь не всё просто. Основной объём продукции наши производители реализуют через крупные торговые сети, а у них свои законы и правила, сложившиеся за 30 лет рыночной экономики. Местные производители в этих условиях выживают с трудом. Хотя в развитых странах есть практика предоставления своим производителям режима наибольшего благоприятствования – обязательного предоставления приоритетных мест на полках, дополнительных мест для выкладки, быстрой оплаты за реализованные товары, продвижения отечественных товаров. Нам подобную практику тоже нужно внедрять. В противном случае доля казахстанских продуктов питания в собственной стране будет неумолимо снижаться, и наша продовольственная безопасность пострадает самым серьезным образом", - сказал директор Молочного Союза РК Владимир Кожевников.
А чтобы развиваться, отечественное производство должно быть прибыльным, отмечают они.
О необходимости создания условий для того, чтобы казахстанские производители продуктов питания могли работать в условиях справедливой конкуренции, в ходе круглого стола сказал депутат Мажилиса парламента РК Кайнар Абасов.
По мнению представителей казахстанского пищепрома, необходимо, чтобы курирующие органы регулярно проверяли деятельность всех участников рынка на соответствие их продукции предписанным требованиям."Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ставит сегодня задачу внедрять новые принципы экономического развития, обращать особое внимание на развитие продовольственного сектора. Считаю, что отечественные компании при равных условиях для конкуренции, должны иметь приоритет в торговле – специальные полки, дни местных производителей, дегустации, праздники и многое другое. И государство должно создавать для этого условия", - заявил он.
Представитель "Атамекена" также отметил, что Национальная палата предпринимателей со своей стороны готова подключиться к задаче информирования казахстанских потребителей о выгодах и преимуществах покупки отечественных продуктов питания."Сегодня импорт продовольствия достиг критического уровня: по итогам 2021 года он составил порядка 4,9 миллиарда долларов. Мы отдаём свой рынок продуктов питания другим странам. События последних месяцев показали, какие мы уязвимые, любой импорт привязан к курсу валюты. Настало время поддерживать и развивать свое, отечественное. Покупая казахстанскую продукцию, мы, как граждане своего государства, вносим вклад в развитие своего производства. При выборе товара надо делать его в пользу своего, отечественного", - считает директор Департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Ербол Есенеев.
Производители считают: нужно воспитывать потребительский патриотизм. Казахстанцам, убеждены участники круглого стола, важно понимать, что, деньги, которые они платят за покупку качественных и конкурентоспособных отечественных продуктов, поступают в экономику страны."Производители различных категорий продуктов питания сталкиваются с одинаковыми проблемами. Существенные сложности возникают ввиду наплыва импортной готовой продукции, в том числе и наших партнеров по ЕАЭС, которые могут предложить продукт, может, и дешевле, но не всегда качественнее, чем продукт отечественного производства. Непросто складываются и отношения с торговыми сетями. Большие ретро-бонусы, длинные отсрочки платежей существенно влияют на стоимость продукта, влекут за собой замораживание оборотных средств производителей, что, как следствие, негативно сказывается на развитии отечественного производителя. Закон "О регулировании торговой деятельности" предусматривает запрет на взимание более пяти процентов вознаграждения с поставщиков продовольственных товаров, однако, на практике, к сожалению, этот закон не работает", - сказала заместитель исполнительного директора Объединение юридических лиц "Ассоциация мясоперерабатывающих предприятий Казахстана" Юлия Нам.
Это ведёт к снижению зависимости от курса доллара, росту налоговых поступлений в бюджет страны, созданию новых рабочих мест. Кроме того, местные продукты, как правило, являются более свежими, натуральными и здоровыми, чем импортные.
"В казахстанской индустрии пищепрома сегодня работает более 2,5 тысячи предприятий, в 2021 году они произвели продукты питания на сумму 2,2 триллиона тенге. Для Казахстана, как и для любой страны, пищевая промышленность – стратегически важная составляющая национальной безопасности, и относиться к развитию данного сектора следует с пониманием его важности для национальной экономики. Нам нужна современная программа производства и реализации продуктов питания, предусматривающая создание приоритетных условий для реализации казахстанской продукции в торговле, как это делается в развитых странах", - почеркнул президент Масложирового союза РК Константин Невзоров.