Тимур Кулибаев: Туризм - это отрасль, где нужно использовать потенциал МСБ
Глава НПП "Атамекен" отметил заинтересованность Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" в развитии туристской отрасли Казахстана.
Туризм – отрасль, где нужно использовать серьезный потенциал малого и среднего бизнеса. Об том в ходе рабочей встречи заявил глава НПП РК "Атамекен" Тимур Кулибаев, передает BNews.kz ссылкой на пресс-службу НПП.
Тимур Кулибаев отметил заинтересованность Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" в развитии туристской отрасли. Именно индустрия туризма является реальной возможностью для полноценного расширения МСБ и сферы услуг, поскольку имеет широкий потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требует больших капиталовложений и является индустрией номер один по созданию рабочих мест.
"Туризм – это яркий пример экономики простых вещей. Возможности туристской отрасли позволяют решить широкий круг социально-экономических проблем: улучшение инфраструктуры, развитие регионов и обеспечение занятости населения. Это отрасль, где можно и нужно использовать серьезный потенциал малого и среднего бизнеса", – сказал глава НПП "Атамекен".
На встрече отметили тесное сотрудничество Национальной палаты предпринимателей с Министерством культуры и спорта, в частности работу штаба по разработке государственной программы по развитию туризма с учетом мнения бизнеса. Однако Тимур Кулибаев напомнил, что по каждому выделенному направлению нужны конкретные сроки реализации. Прежде чем широко рекламировать Казахстан как привлекательное направление для потенциальных туристов и внедрять нововведения, такие как, например, bed tax (налог на размещение в отелях) с иностранцев, ежегодное количество которых не превышает 900 тысяч, следует создать соответствующую инфраструктуру и качественные турпродукты. В качестве примера он привел Объединенные Арабские Эмираты, которые ввели данный сбор только в 2014 году, когда только Дубай посетили свыше 12 млн туристов. Испания ввела сбор в 2012 году, когда турпоток достиг 40 млн туристов. Для Казахстана это преждевременная мера. К тому же до сих пор открытым вопросом остается и получение электронной визы.
"То, что е-виза запущена, – уже хорошо, но нужно устранить сбои, которые выдает система. Ответственные структуры за выдачу виз должны озвучить конкретные сроки нормальной работы системы", – считает Кулибаев.
Он обратил внимание на серьезное отставание от соседних стран: Азербайджана, Грузии и Узбекистана, которые оживляют и расширяют свою инфраструктуру значительно продуктивнее Казахстана. В частности, глава НПП отметил активное обновление Бухары, Хивы и Самарканда. Он предложил дать возможность действующему генерируемому потоку туристов в Узбекистан посещать и Туркестан, который привлекает посетителей богатым историко-археологическим и культурным наследием. Таким образом, путешественники, желающие познакомиться с древними восточными городами Великого Шелкового пути и объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, смогут получить более насыщенный впечатлениями тур.
По данным вице-министра культуры и спорта, на сегодняшний день формируется Единая карта туристификации. Это позволит определить приоритеты отрасли по всем регионам, обеспечит планирование отрасли, прозрачную схему финансирования объектов инфраструктуры, а также утвердит критерии рейтингов акимов.
Тимур Кулибаев подчеркнул важность включения в региональные карты мест для проведения школьных каникул, отпусков и выходных. Он обратил внимание на отсутствие инфраструктуры и слабый сервис трех мегаполисов страны и областных центров.
"Нужно помнить, что туризм – это один из лучших методов воспитания личности и патриотизма у подрастающего поколения. Детские впечатления от путешествий вместе с семьей или школой по красивым местам в родной стране во многом пробуждают любовь к родине, формируют патриотизм. Мы должны обеспечить своих граждан качественными и доступными туристскими услугами", – сказал Тимур Кулибаев.
Руководитель Комитета туристской отрасли Павел Казанцев напомнил, что Казахстан раньше гремел как горная держава. В стране есть горы любого формата и типа. Были и есть сейчас альпинисты мирового уровня. Казахстан в настоящее время восстанавливает этот статус. Интерес к горам возрождается, просыпается, активизируется.
При обсуждении оживления турсферы в Алматы и Алматинской области глава НПП предложил объединить имеющиеся инфраструктуры: Шымбулак – Медеу – Бутаковка – Лесная сказка – Алматау в единый горный кластер пешими маршрутами и канатной дорогой, тем самым разнообразить цикл катаний, прогулок и отдыха. Значительный потенциал для отдыха есть в ущелье Алмарасан и на Большом Алматинском озере, где нужно развивать инфраструктуру для массового посещения и отдыха.
Павел Казанцев также выступает за восстановление оздоровительных, познавательных, образовательных программ, ремесленничества, разработку и продвижение доступных туристских маршрутов. Для развития инфраструктуры руководитель Комитета считает весьма эффективной практику государственно-частного партнерства. Именно на ее условиях местные сообщества могут строить инфраструктуру, делая упор не на 5-звездочные отели в областных центрах, а строить объекты среднего уровня, доступные казахстанцам по цене. При этом нужно комплексное развитие транспортной (дороги, автостоянки, места размещения диких туристов и караванеров) и инженерной (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение и т. д.) инфраструктуры.
Глава "Атамекен" отметил, что сейчас доходы от МСБ остаются на местах, акиматы заинтересованы в развитии туризма, который оказывает прямое и косвенное влияние на экономику региона.
"Сегодня уже сделали ремонт дороги до Баянаула. Место прекрасное, но само озеро небольшое, экология хрупкая. При этом нет достаточного количества мест размещения туристов, нет инфраструктуры, нет современной системы канализации. Если туда пойдет наплыв туристов, будет серьезная нагрузка на экологию. Нужно уже сейчас создавать зоны отдыха с высоким уровнем социально-экономического развития. По каждому направлению нужны конкретные планы, проекты и даты реализации", – сказал Тимур Кулибаев.
Кроме того, комплексный подход подразумевает продуманную логистику автомобильных, авиационных, железнодорожных путей, инженерно-коммуникационных сетей и «мягкой» инфраструктуры с учетом потенциала развития тех или иных территорий. Важно решать вопросы реконструкции автомобильных пунктов пропуска через госграницу РК с обязательным выделением отдельных полос для регулярного и нерегулярного пассажирского автотранспорта, а также создавать сервисную инфраструктуру для комфортного прохождения госграницы.
По подсчетам Министерства, при введении субсидирования только детских авиабилетов на сумму 7,6 млрд тенге, сумма потраченных казахстанцами на отдых внутри страны может составить 36 млрд тенге. Ежегодно выездной туризм превышает въездной в 1,5 раза. Отток национальной валюты в среднем эквивалентен 2,7 млрд долларов США. При грамотном подходе и комплексных мерах поддержки для развития внутреннего туризма в стране может оставаться до 1 млрд долларов США.
В завершение встречи принято решение о создании Проектного офиса на площадке НПП "Атамекен" по примеру работы с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. По словам председателя Правления Аблая Мырзахметова, организация данной структуры, где будут вовлечены все участники, – это действенный механизм решения проблемных вопросов по формированию бизнес-кейсов и реализации государственной программы.