На топливный кризис в РК обратил внимание депутат
Депутат обратил внимание на системные проблемы в отрасли.
На топливный кризис в Казахстане обратил внимание парламентарий Айкын Конуров. Соответствующий депутатский запрос на имя заместителя Премьер-Министра РК Романа Скляра озвучил депутат Айкын Конуров, передает BaigeNews.kz.
"Фракция "Народная партия Казахстана" обращает внимание на то, что топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане — это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью. Предпосылки перебоев с поставками и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом, тогда же и прогнозировался осенний дефицит. К сожалению, никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной стабильности поставок мы не видим, идет только констатация уже случившихся проблем", — сказал депутат в ходе заседания Мажилиса.
Как подчеркнул мажилисмен Конуров, последствия же ощутили на себе как население, так и бизнес.
"Нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства. Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Но автовладельцам и перевозчикам нужны не отчетные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС", — продолжил он.
Он также подчеркнул, что проблема дефицита топлива и нестабильности цен на него является хронической.
"Долгие годы она объяснялась нехваткой производственных мощностей и зависимостью от импорта. В этой связи три года назад завершилась дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающих заводов, в том числе за счет зарубежных займов. Производство бензина удвоилось, выпуск дизтоплива вырос в 1,3 раза, что должно было полностью закрыть потребности внутреннего рынка", — отметил депутат.
Как напомнил Конуров, по официальным данным, ресурсы нефтепродуктов формируются за счет собственного производства.
"Но буквально на днях вице-министр министерства энергетики заявил, что порядка 100 тысяч тонн дизтоплива необходимо импортировать из России. Причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны. И тут же предлагается решение ситуации — закупить более дорогое топливо в России. Такая парадоксальная экономика по принципу "продай дешевле, купи дороже" является следствием тупиковой политики на топливном рынке, отсутствием долгосрочной концепции. Хотя государство по факту контролирует всю отрасль производства нефтепродуктов, оно не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса. Всякий раз проблема решается в "пожарном порядке". При этом убытки потребителей топлива, равно как и косвенные потери экономики, никто не компенсирует", — сказал он.
Депутат напомнил, что приказом от 1 сентября был запрещен вывоз бензина и дизтоплива автомобильным транспортом, за исключением вывоза в бензобаках.
"Госорганы действуют привычными методами. Приказом от 1 сентября был запрещен вывоз бензина и дизтоплива автомобильным транспортом, но за исключением вывоза в бензобаках. То есть вопрос повышенного спроса со стороны зарубежных перевозчиков остается, хотя госорганы называют его основным. Очевидно, что нет ни объективной картины происходящего, ни достоверного учета реального движения нефтепродуктов, включая фактические объемы экспорта, ни попыток хотя бы среднесрочного прогнозирования", — сказал Конуров.
Фракция "Народная партия Казахстана" считает, что наличие природных ресурсов дает полное право, чтобы бесперебойные поставки нефтепродуктов по доступным ценам создавали преимущества для казахстанцев и отечественного бизнеса, позволяя снижать издержки.
"Отмечаем, что вместо этого распределительная система выстроена так, что рынок нефтепродуктов создает постоянные системные проблемы и для экономики и для социального самочувствия. Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок по сниженным ценам, которая касается, по большей части, только отечественных производителей. В этой связи просим сообщить, какие меры намерено предпринять правительство для устранения системных дисбалансов на топливном рынке, недопущения перебоев с поставками и скачков цен", — добавил он.
Кроме того, депутат попросил предоставить следующие данные:
- Какой объем топлива бензина и дизтоплива, с учетом вывоза автотранспортом, был фактически экспортирован в текущем году?
- Какие производители нефти обеспечили поставки сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по сниженным ценам в текущем году?
Кроме того, фракция "Народная партии Казахстана" обращает внимание на деятельность мини нефтеперерабатывающих заводов (мини-НПЗ), в деятельности которых, по словам депутата, есть определенные проблемы и резервы для обеспечения страны топливом.
Напомним, 29 сентября вице-министр энергетики РК Асет Магауов объяснил почему в Казахстане выросло потребление дизтоплива. По его словам, основная причина роста потребления дизтоплива в Казахстане заключается в увеличении транзитных перевозок по территории страны и низкой стоимости в сравнении с соседними государствами.