"Ученики поколения Z — другие" — учитель из РК, вошедший в список лучших мира
Обучение через исследование казахстанский педагог Асхат Жумабеков называет своим главным кредо.
В прошлом году педагог Назарбаев Интеллектуальной школы из Семея Асхат Жумабеков вошел в список 50-ти лучших учителей мира. Он первый казахстанец, которому удалось стать номинантом международной премии Global Teacher Prize. Корреспондент BaigeNews.kz побеседовала с 32-летним педагогом об итогах конкурсах, казахстанской системе образования и поколении Z.
Об интервью с Асхатом мы договорились за неделю. Он предупредил, что ему будет удобно провести беседу в субботу. В выходной день вечером, когда я позвонила в ZOOM, я сразу обратила внимание, что он находится в школе.
Поздравления от Джо Байдена, приглашение за рубеж. Жизнь после конкурса
— Асхат, когда мы договаривались о времени интервью, вы попросили провести его в конце недели. У вас плотный рабочий график?
— Да, это так. Даже сегодня я в школе.
— Как проходит ваша рабочая неделя?
— Моя рабочая неделя начинается с того, что я составляю план на ближайшие семь дней. На выходных стараюсь уделять время своей учебе. Я обучаюсь по программе докторантуры и два дня обязательно посвящаю время чтению литературы и написанию научных статей.
— Прошло почти полгода, как вы вошли в топ-50 лучших учителей мира. Изменилась ли ваша жизнь после конкурса?
— В первую очередь, я бы хотел поблагодарить всех блогеров и журналистов, которые были неравнодушны к моему достижению. Отдельно отмечу блогера Тимура Балымбетова. После его интервью меня узнали многие казахстанцы.
Если сравнивать с другими участниками конкурса, обо мне, наверное, СМИ писали больше, чем о них в их странах. Телеканал "Хабар" и компания "Black and white" даже сняли одну серию в сериале "Замандастар", посвященную мне.
Я принял участие в нескольких подкастах журналистов из США и Канады. Также перед новым годом получил поздравления от Джо Байдена, генерального директора ЮНЕСКО. Сейчас мне поступают предложения работать в других странах. Кроме того, я стал амбассадором премии Global Teacher Prize.
К этим результатам я шел не один год. В 2018 году стал лучшим преподавателем Министерства образования и науки РК, на следующий год номинантом премии Global Teacher Prize и уже потом вошел в шорт-лист лучших учителей.
Все достижения я связываю с именем своей школы, учениками и коллегами. Когда я оказался в НИШ, я понял, что можно добиться высоких результатов, работая сообща. Здесь поверили в меня и предложили и рекомендовали для участия в программе "Болашак".
Думаю, что изменения произошли в том, что на меня легла большая ответственность. Так как я презентовал страну, говорил от имени педагогов и где-то даже мотивировал молодых коллег.
— Я знаю, что после конкурса вы провели много мастер-классов и семинаров. Расскажите о них подробнее.
— Да, это так. Я провел семинары как в стране, так и за рубежом. Они направлены на развитие исследовательских навыков, так как я работаю с талантливыми детьми. Сейчас заканчиваю элективный курс для одарённых учеников.
— Пишут ли вам учителя из других регионов? Спрашивают ли о вашем участии в конкурсе?
— Есть разные коллеги. Некоторые пишут: "он же работает в НИШЕ, если бы я там работала, я бы тоже стала финалисткой премии" (улыбается).
Я бы хотел сказать всем коллегам спасибо за то, что они оставляют комментарии. Добавлю, что работа с одаренными детьми требует подготовки в два раза больше. Потому что таких детей нужно заинтересовать, вовлечь в предмет. Они могут найти любую информацию и проверить достоверность источников. И учителю главное передать практические навыки, на моем уроке физики — это самое главное.
— Как конкурс личностно на вас повлиял? Вы стали публичным человеком.
— Конкурс заставил меня мыслить глобально. Я стал проводить коллаборации с коллегами из других стран. Вместе мы обсуждали проблемные вопросы.
Свою публичность я хотел использовать во благо. Через социальные сети показывал, какие у нас проекты, какими источниками я пользуюсь. Для меня было важно озвучить проблемы, которые есть в образовании.
— Вы знакомы с другими учителями топ-рейтинга? Кто из них вам больше всего запомнился?
— Это учитель из Франции. Мы подружились с ней в социальных сетях. Она использует исследовательский метод и метод перевернутого урока, ее ученики изучают предмет через сериалы. Вначале немногие положительно приняли ее подход, но после конкурса поменяли свое отношение.
Ее история — это про то, как учитель не останавливается для достижения цели. Также мне запомнился учитель из Бразилии. Вместе с учениками они разрабатывают проекты, а дальше преобразуют их в стартапы.
О поколении Z и мотивации учеников
— Перед интервью я просмотрела ваши страницы в социальных сетях. Вы публикуете фотографии с уроков, на них вы проводите разные эксперименты. Как вы готовитесь?
— Подготовка к уроку зависит от интереса учителя к предмету. Я всегда заранее планирую занятие. Я уже приучил себя к написанию планов по этапам. Например, могу начать с этапа побуждения, с вопроса или дать облако слов. Ученики должны сами разгадать, о чем мы будем примерно говорить. Это методология КЛИЛ, которая применяется сейчас во всем мире. Или, например, могу начать проверку задания с помощью Word game — настольной игры.
Тему нужно не только объяснить, но и показать через эксперимент, тогда любой урок будет усвоен максимально. Многие говорят, что для этого нужно дорогое оборудование. Но это не всегда так. Взять, например, моего любимого автора Перельмана. Еще в 1937 году у него вышли занимательные опыты по физики из подручных средств. Поэтому это, наверное, зависит от поиска самого учителя.
— Сегодняшние ученики это — представители поколения Z. Согласны ли вы с тем, что они сильно отличаются от людей старшего поколения? Многие критикуют их за болезненное отношение к критике и говорят о том, что они могут стать асоциальны из-за использования гаджетов с раннего возраста.
— Я полностью согласен с тем, что они другие. Другие — я имею виду, что они более свободны. Когда ребенок рождается, он не думает о том, что о нем скажут люди. Но в определенном возрасте появляются факторы, которые влияют на его закрытость. Это же поколение не боится быть собой.
Они больше использует цифровые ресурсы. Как вы уже сказали, главный риск — стать асоциальным. Они могут быть больше в онлайн, чем в реальной жизни. Поэтому правильное использование смартфонов должно воспитываться в семье. Например, ребенок должен понимать, что если он находится в компании, то не должен отвлекаться на телефон.
Эти дети активны. У них развит познавательный интеллект. Если говорить про их личные качества — то они более инфантильны, открыты, толерантны.
— Есть ли ученики, которые особенно запомнились вам? Например, у кого были интересное мнение или способности.
— Все мои ученики уникальны. Выделить кого-то одного не смогу. Но, наверное, больше запомнились ученики, которые стали углубленно изучать физику только в старших классах. Для них это сложно. С одной из таких учениц мы готовились к экзаменам. В итоге она поступила в нужный ей университет. Это была большая работа с её стороны.
— Ваши ученики призеры научных проектов, международных олимпиад, а также обладатели стипендий в США, Гонконге, Абу-Даби и России. Как вы их мотивируете на такой результат?
— Я тоже задавался этим вопросом (смеется). Наверное, все дело в том, что я люблю свой предмет, мне хочется как можно подробнее показать, что физика вокруг нас.
Многие из моих учеников занимались научными проектами, олимпиадами. Они всегда ставят цели. В школе у нас активно работают психологи, которые могут выделить их сильные стороны. Моя задача помогать им достичь цели, довести до этого.
Я думаю, что мотивировал их через познавательный интерес, через мини-проекты.
"Я за базовые знания по всем предметам". О казахстанской системе образования
— В Казахстане реализуется концепция дифференциации обучения (в старших классах кто-то химию изучает, а кто-то нет, кто физику изучает, а кто-то нет, и т.д). В мире этот вид обучения вызывает немало споров. Ваш комментарий такой практики?
— В Казахстане ученики изучают все предметы в том или ином объеме. И да, в старшем звене они выбирают тот предмет, который они будут сдавать в старших классах на ЕНТ. У нас в НИШ немного по-другому — ученики изучают два предмета. На них уделяется шесть часов, при этом основной школьный материал они проходят.
Но я за то, чтобы были базовые знания по всем предметам. Я читал статьи на тему дифференциального обучения. Его цель — разгрузить ученика, чтобы он сфокусировался на том, что ему нужно.
Недавно просмотрел интервью со студентом из Стэнфорда, он учился в СНГ. У него спросили, в чем была разница в его обучении. Он ответил, что у нас до 11 класса изучаются все предметы. Это позволяет ему сейчас мыслить шире.
— За рубежом в школах рекомендовано не делить детей по признаку пола. У нас же ситуация обратная. У нас часто можно услышать, как ребенку говорят "ты же девочка, не делай так" или например, "ты мальчик, не плачь, мальчики не плачут".
Что вы думаете об этом?
— Я учился и преподавал за рубежом. Я понимаю, что вы имеете ввиду. Если говорить об этом моменте, то скажу о наших ценностях.
Все же у нас в стране консервативное общество. Но в первую очередь, нужно проявлять уважение к детям. Это самое главное. Когда родители или взрослые стараются передать своё видение, нужно в первую очередь помнить о личности ребёнка, не оказывать давления, нужно установить доброжелательные отношения с ребёнком.
Если говорить об идентификации пола — это правда. В той же Финляндии меня предупредили, что я не могу говорить на них девочка или мальчик. К ним я обращался, как к студентам. Но меня больше всего поразило, то, что они ко мне обращались по имени (улыбается).
Об опыте учебе в Финляндии
— В одном из интервью вы сказали, что выучили английский язык, когда стали преподавать. Расскажите об этом. Как вам удалось поднять уровень языка и сдать IELTS?
— До того, как прийти в НИШ, я думал, что у меня хороший английский (смеется). Когда устроился в школу, решил проверить свой уровень, сдал IELTS. Мой результат был — 4.5. После этого я поставил цель выучить язык. Мне было сложно, потому что не всегда есть свободное время, но коллеги помогали, делились советами.
Я слушал подкасты, выступления учителей, политиков на английском языке. Когда я учился в Финляндии, вел рефлексивный дневник. Это помогло мне улучшить грамотность.
В Финляндии один из педагогов как-то мне сказал: "Асхат, мне кажется, что вы можете быстро освоить язык. Подумайте о том, что вы хотите сделать на английском языке. Да, это будет сложно. Вы будете пытаться, искать слова, но вы начнете мыслить на английском языке". Я прислушался к его совету, и вы знаете, это действительно работает.
Мой последний результат по IELTS — 6.5.
— Вы обучались по программе "Болашак" в Финляндии. Почему вы выбрали эту страну?
— У меня было предложение от Кембриджского университета, но я выбрал Финляндию.
Так как там один из высоких уровней образования в мире. Мне была интересна их культура. Мне казалось, что у нас схожие ценности с финским народом.
Многие спрашивали меня "Зачем ехать в Финляндию? Там английский язык — третий после шведского и финского". Но если человек нацелен, он выучит язык везде.
Учеба Финляндии научила меня открытости, задавать вопросы. Я нашел там именно тех людей, которые мне интересны. Со многими из университета общаюсь до сих пор.
— Кроме того, что вы прошли обучение в Финляндии, вы также участник разных зарубежных программ и школ. У вас уже большой профессиональный опыт. Исходя из этого, как вы считаете какие недостатки и достоинства у системы казахстанского образования?
— Это хороший вопрос. У каждой страны свои ценности, и мы не можем все, что происходит в другой стране, перенести к нам. Общее, что я заметил в зарубежных странах — это свобода. Еще Сухомлинский говорил, что главное творчество учителя в его свободе.
Меня радует, что с принятием статуса о законе учителя у нас открылись новые возможности. Посмотрите, сейчас быть учителем в стране — это стало популярным. Зарплата с каждым годом повышается, учителя более-менее освобождены от бумажных дел.
О профессиональном выгорании и планах на будущее
— Мы с вами беседуем почти два часа, за это время у меня сложилось впечатление, что вы очень спокойный. Бывают моменты, когда ученики выводят вас из себя, и вы можете стукнуть по столу и крикнуть на них? Случается у вас эмоциональное выгорание?
— Я даже не могу представить себе это (смеется). Ну и смысл, ударить по столу или накричать. Конечно, бывают моменты, когда накладывается много дел.
Но когда я прихожу в свой класс, я забываю об этом. Если ученик не сделал домашнее задание, я ему объясняю, что это влияет на его успеваемость. Он отстанет от других. Если это приходит системно, я оставляю этого ученика и разговариваю с ним. Но не буду повышать голос, не имею на это право.
Дети, которые у меня учатся в 11-12 классах, понимают, что результат нужен им. Я сразу говорю им, что если они не будут готовиться, то не поступят куда хотят.
Что касается усталости…И у меня такое бывает. В свободное время я хожу в спортзал, оставляю весь стресс там. Это помогает мне восстановиться.
— Вы выиграли почти все главные конкурсы в стране, вошли в список лучших учителей мира. Какие теперь у вас дальнейшие планы?
— Этот вопрос задают мне много людей (смеется). Вы знаете, я всегда хочу оставаться в преподавательстве, чтобы у меня был контакт с моими учениками. Возможно — это будут ученики школ, колледжей, университетов. Я бы не хотел это потерять. Мои планы, ожидания связаны с тем, что я смогу применять свои знания, полученные в Финляндии по управлению образованием. Думаю, что смогу работать в министерстве образования. Потому, что мне кажется, что все перемены должны приниматься также и учителями. Все-таки за 10 лет карьеры я многое испытал, увидел и хочу поделиться своим опытом.
Фото: из личного архива Асхата Жумабекова