23 Февраля 2022, 16:30 Фото: inform.kz

Установить минимальный порог по сумме алиментов предложили в Казахстане

Защиту прав граждан в исполнительном производстве, проблемы и пути их решения обсудили за круглым столом министр юстиции и частные судебные исполнители (ЧСИ), передает BaigeNews.kz.

Председатель правления республиканской палаты частных судебных исполнителей (РПЧСИ) Ернар Ибраев отметил, что все еще имеются недостатки в работе ЧСИ. Но в то же время есть и недоработки со стороны определенных госорганов, которые отражаются на системе исполнения.

ЧСИ не может проверить, оплачен ли штраф

"Если говорить о проблемах до стадии исполнения, то в 2021 году на исполнение ЧСИ были предъявлены 44 742 уже оплаченных штрафов и 52 589 оплаченных налогов. Тем самым в орбиту принудительного исполнения неправомерно было вовлечено порядка 100 тысяч граждан. Это потенциально 100 тысяч жалоб и недовольств со стороны населения, которые выплескиваются на судебных исполнителей, так как судебный исполнитель возбуждает дело и принимает меры принудительного исполнения, а проверить заранее факт оплаты штрафа у него возможности нет", – отметил Ернар Ибраев.

Основная проблема – отсутствие единой интегрированной электронной системы по фиксации фактов поступлений сумм в бюджет.

К слову существующая информационная система Единого реестра административных правонарушений (ЕРАП) Комитета по правовой статистике Генпрокуратуры имеет недостатки.

"Так, предполагалось, что посредством ЕРАП на принудительное исполнение не будут поступать оплаченные штрафы, т.к. система будет интегрирована со всеми банками второго уровня. Но практика показывает обратное. Сама идея создания этой системы предусматривала интеграцию со всеми системами госорганов административной практики. В настоящее время к нам на принудительное исполнение поступают исполнительные документы только от органов Административной полиции. Информация от других органов, таких как МЧС, СЭС, ГАСК и других, предъявляются на сегодняшний день на бумаге", – рассказал глава РПЧСИ.

Немало случаев, когда штрафы уже было оплачены до направления постановления на принудительное исполнение.

"В целом по республике отсутствует учет по оплаченным штрафам и проверить факт оплаты не представляется возможным. Поскольку, согласно информации Минфина, при поступлении средств в бюджет по оплаченному штрафу нет конкретной идентификации, по номеру какого административного протокола или предписания произведена оплата", – пояснил спикер.

Аналогичная проблема возникает при взыскании налоговой задолженности.

"Для разрешения указанных проблем предлагается произвести соответствующие работы в ЕРАП и информационной системе налоговых органов в части исключения направления оплаченных штрафов и налогов на принудительное исполнение. Необходимо обеспечить направление всеми госорганами административной практики исполнительных документов через ЕРАП", – предложил Ернар Ибраев.

Проблемы имеются и при предъявлении на исполнение исполнительной надписи.

Исполнительная надпись – это распоряжение нотариуса об обязательстве должника о принудительном взыскании суммы денег или какого-либо имущества в пользу кредитора. Имеет силу исполнительного документа и служит основанием для принудительного взыскания.

"Отсутствует четкое нормативное регулирование процедуры совершения исполнительной надписи, что зачастую неправомерно вовлекает граждан в сферу принудительного исполнения. В 2021 году на принудительное исполнение после погашения долга поступило 21 494 исполнительных надписей. Из них 3280 предъявлены на исполнение до истечения срока подачи возражения. Тем самым должник узнавал об исполнительной надписи от судебного исполнителя. Более того, отсутствие четко регламентированных оснований для отмены исполнительной надписи дает возможность нотариусу самостоятельно определять такие основания. Что в отдельных случаях нарушает права как взыскателя, так и должника и вызывает немало спорных моментов и жалоб", – отметил спикер.

Для решения указанных проблем РПЧСИ предлагает подробно регламентировать процедуру совершения исполнительных надписей и определить четкие основания для их отмены. А также предусмотреть в законе "О нотариате" срок вступления в законную силу исполнительской надписи.

Нужно привязать размер алиментов к прожиточному минимуму

Отдельно председатель правления РПЧСИ остановился на необходимости пересмотра размера алиментов в Казахстане.

"Остро стоит вопрос именно по взысканию алиментов. Практически во всех случаях судами размер алиментов устанавливается в долевом соотношении к заработной плате. Необходимо отметить, что подобная система исчисления алиментов существует еще с 1936 года, когда размер зарплаты советских граждан не сильно отличался друг от друга. На сегодняшний день законодательство позволяет должнику занижать свой доход и формально устанавливать минимальную заработную плату, из-за чего ребенок не получает достойного содержания. Кроме того, действующий порядок определения размера задолженности и должников индивидуальных предпринимателей также нарушает права детей, так как этот размер исчисляется от чистого дохода индивидуального предпринимателя. Такой механизм позволяет должнику фиктивно увеличивать расходную часть и минимизировать свой чистый доход", – считает Ернар Ибраев.

Для решения указанных проблем предлагается на законодательном уровне рассмотреть вопрос взыскания алиментов с установлением минимального порога их размеров с привязкой к прожиточному минимуму по примеру положительного международного опыта.

"К примеру, в европейских странах алименты взыскиваются исходя от уровня доходов должника, возраста и потребностей ребенка. В Украине, Беларуси, Азербайджане и Узбекистане также идет привязка к прожиточному минимуму. Если размер прожиточного минимума в Казахстане составляет 36 тысяч тенге, если установить размер алиментов с привязкой к зарплате, это не ниже 70 процентов от прожиточного минимума, то ежемесячные алименты будут составлять не ниже 25 тысяч тенге. Сейчас же один ребенок при минимальной зарплате 60 тысяч тенге получает 7,5 тысячи тенге в месяц", – отметил глава РПЧСИ.

Также предлагается нормативно урегулировать порядок определения задолженности по алиментам с должников-индивидуальных предпринимателей.

"Они у нас не стоят в отчетности в графе как проблемные ввиду того, что оплата идет ежемесячно. Но она идет именно по той минимальной сумме - это потенциально проблемные алименты. Заинтересованным госорганам разработать соцпрограмму по поддержке детей, не получающих алименты, дополнительные образовательные курсы, спортивные секции, кружки и так далее. Возможно, предусмотреть для них льготы при поступлении в вузы по востребованным специальностям", – предложил спикер.

БВУ блокируют весь счет, что является неправомерным

"Другая проблема – при наложении ареста на банковские счета ЧСИ в постановлении обязательно указывает сумму, на которую налагается арест. Вместе с тем, на практике банки второго уровня (БВУ) блокируют весь счет, тем самым лишая возможности должника распоряжаться остальными не обремененными деньгами. Такие действия банков являются неправомерными и оправданно вызывают социальное негодование и раздражение у населения. Люди элементарно не могут в магазине расплатиться, сделать переводы и так далее. Для разрешения Минюсту, РПЧСИ нужно проработать с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка и АФК вопрос неукоснительного соблюдения требований действующего законодательства со стороны БВУ", – подчеркнул Ернар Ибраев.

Также за круглым столом высказались о необходимости исключить неравномерное распределение дел между ЧСИ и передать функции по выселению должников от частных судоисполнителей к государственным.

"Такие резонансные дела, как правило, сопряжены с нарушением общественного порядка, провокациями, самоуправством, нанесением вреда жизни и здоровью лиц, принимающих участие в действиях, умышленной порчей имущества, а также действиями должников по самоподжогу и самоубийствам. Предлагается рассмотреть возможность передачи от ЧСИ государственным такие категории дел как выселение-вселение. В настоящее время в производстве выселения 613 дел, сносов - 103. В свою очереди мы готовы принять от государственных судебных исполнителей категорию взыскания в доход государства выше 1000 МРП", – выступил глава РПЧСИ.

Напомним, в сентябре 2021 года в Алматы в микрорайоне Акбулак 54-летний мужчина открыл стрельбу из охотничьего оружия после того, как его пришли выселять из дома по решению суда. Пять человек - двое полицейских, судебный исполнитель, новый владелец жилья и его друг - получили смертельные ранения.

После этой трагедии Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству, Нацбанку и Агентству по финрегулированию подготовить в месячный срок пакет законодательных и нормативных поправок по реализации залогового жилья. Нововведения вступили в силу в январе 2022 года.




Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!