В Казахстане упрощаются требования к участникам госзакупок
В целях недопущения отклонений по формальным причинам, в Казахстане упрощаются требования к участникам закупок, где упор будет сделан на положительный опыт, коэффициент налоговой нагрузки. Об этом сообщил министр финансов Республики Казахстан Бахыт Султанов в ходе заседания правительства РК, передает корреспондент BNews.kz.
Полная автоматизация системы госзакупок позволила осуществлять контроль без посещения объекта, с использованием информационных систем, в онлайн-режиме посредством веб-портала (камеральный контроль). Указанные меры позволили увеличить почти в 4 раза среднее количество участников на один конкурс с 1-2 до 4 и в 3 раза увеличить экономию с 43 до 130 млрд тенге.
Сегодня в сфере госзакупок нерешенным остается ряд проблемных вопросов. В первую очередь, это касается большой доли закупок из одного источника, что влечет за собой риск коррупционных проявлений.
По словам министра, в 2014 году доля таких закупок от общего объема составляла 79%, 2015 году - 75%, 2016 году - 69%.
Из указанных 69% (1,6 трлн) закупок из одного источника 39% (881 млрд) приходятся на закупки по основаниям, предусмотренным законом. Ранее такие закупки проводились без применения норм закона. Сейчас же все процедуры этого способа (направление приглашений, заключение и исполнение договоров), оформляются на портале, что позволяет вести по ним мониторинг. Остальные 30% (744 млрд) - это закупки из одного источника, выбранного по результатам несостоявшегося конкурса. Именно этот вид закупок из одного источника содержит набольшие коррупционные риски.
«Основная доля несостоявшихся конкурсов, а это около 80% приходится на работы, связанные со строительством. Это несмотря на высокую конкурентную среду в закупках в сфере строительства. В среднем количество участников на один такой конкурс составляет 7-8 компаний», - сообщил глава ведомства.
Как подчеркнул Б.Султанов, причины массовых отклонений заявок по закупкам строительства в основном связаны с проектно-сметной документацией. Конкурсные документации требуют представления неоправданно большого количества подтверждающих документов и содержат устаревшую технику.
«В целях недопущения отклонений по формальным причинам, мы упрощаем требования к участникам закупок, где упор будет сделан на коэффициент налоговой нагрузки», - отметил он.
Еще одной немаловажной проблемой является низкий уровень квалификации большинства участников закупок, что влечет за собой приобретение некачественных товаров, работ, услуг.
Решение указанных проблем видится в широком использовании института предварительного квалификационного отбора.
«Сейчас в госзакупках такой способ предусмотрен только по строительству первой категории сложности. В этой связи, нами ведется работа по расширению перечня товаров, работ, услуг, закупаемых через этот способ закупок», - добавил он.
Кроме того, Минфин совместно с Министерством по инвестициям и развитию и Национальной палатой «Атамекен» выработал механизмы поддержки отечественных производителей. Расширен перечень товаров, работ, услуг, закупаемых через Единого организатора - Комитет по государственным закупкам МФ путем дополнения мебели и продукции легкой промышленности.
«Сейчас МИР совместно с НПП разрабатывают типовые технические спецификации по мебели и продукции легкой промышленности, главными требованиями которых должно стать наличие материально-технической базы и производственной мощности», - уточнил министр.
Также разработан законопроект, предусматривающий возможность объединения мелких закупок в один крупный лот, что позволит приобретать мебель и продукцию легкой промышленности, а также автотранспорт и другие виды товаров в комплекте, независимо от мест поставок. То есть, единый организатор по заявкам заказчиков сможет формировать лоты по отраслевой принадлежности (детские сады, школы, больницы, административные гос.учреждения), что позволит стандартизировать закупки.
Напомним, что сегодня в Астане проходит заседание правительства. На повестке заседания принимаемые меры в сфере закупок и единый перспективный план по развитию инфраструктуры системы здравоохранения.