В музее в Кокшетау хранятся уникальные национальные ювелирные украшения
Казахские ювелирные украшения в экспозиции «Көкшетау - өнер бесігі» в Акмолинском областном историко-краеведческом музее пользуются особенным интересом юных гостей-модниц. Об этом в интервью корреспонденту BNews.kz рассказала экскурсовод Асем Сейтова.
«Казахское ювелирное искусство – особая по своей красоте и изяществу, отрасль традиционной культуры, - говорит экскурсовод. – Зергеры изготавливали женские украшения, детали для костюма, музыкальных инструментов, оружия и конского снаряжения. Использовали золото и серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. Казахские зергеры работали в одиночку, передавая свое мастерство по наследству. Ювелирное дело достигло наивысшего подъема в 19 веке, о чем можно судить по музейным экспонатам».
Популярным металлом было серебро: казахи верили в его очистительную силу.
«Камни в казахских украшениях именуются словом «тас» - камень, или «көз» - глаз. Подобное сравнение не случайно, вставные камни осмысливались, как всевидящее, стерегущее око, наделялись чудодейственной силой. Так, например, считали, что бирюза укрепляет сердце, устраняет страх, дает победу над врагами. Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, янтарь лечит зоб, бирюза приносит счастье», - отметила Сейтова.
Шолпы в данной фондовой коллекции уникальны.
«Вот, к примеру, из филигранного медальона со вставкой из фиолетового стекла и подвесок из серебрянных монет достоинством в 1 рубль -1835, 1836, 1839 годов, 50 копеек – также 19 века. Сдал Жусупбек Хантарбаев.
Оригинален по форме футляр для духов и благовонных масел - сердце с колпачком, покрыт чернением. Футляр изготовлен в конце 19 века, входил в состав свадебных украшений жительницы Кокшетау Бадиши Мухамеджановой. Оказывается, она родом из аула Альжанка, где жили известные зергеры», - пояснила работник музея.
Кольца - повседневное украшение, если только это не массивные перстни, которые обычно носили женщины старшего возраста в торжественных случаях.
«Каждая казахская женщина и сейчас должна носить кольцо, иначе пища, приготовленная ею будет считаться «арам». Слышали поговорку: «Тамақ адал болу үшiн, қолда жузiк болу керек»?», - улыбается экскурсовод.
Зергеры были уважаемыми людьми, их имена знали во всей Кокшетауской области: Абдукарим Сулейменов из Зерендинского района, Зейнолла Сыздыков и его сын Асылбай (Кзылтуский район, ныне Уалихановский СКО), Апен Абенов (пос. Кишкенеколь СКО) ...
В коллекции музея хранится кольцо с кастом в форме тюльпана и чернением, изготовленное зергером Абеновым. Оказывается, он сделал это всего за сорок минут из серебряной российской десятирублевой монеты.
При этом, как подчеркнула экскурсовод, талант зергера был редким. В начале 80-х годов 20 века, оказывается, в области насчитывалось всего пять зергеров. Всего же народных ремесленников было более ста.
«Кокшетауских зергеров и сегодня немного, но имена их широко известны: Асылбай Сыздыков, Курман Базилинов, Рустем Шарипов, Тимур Машаев», - назвала Асем Сейтова.
В экспозиции «Көкшетау - өнер бесігі» представлены также казахские национальные посуда, ковры, музыкальные инструменты, одежда, изготовленные кокшетаускими мастерами.