Запретить аэропортам продавать авиакеросин предлагают в Казахстане
В Казахстане предлагают запретить реализацию авиакеросина аэропортами и лицами, не являющимися держателями инфраструктуры на территории аэропортов, передает BaigeNews.kz.
Такое предложение внёс на обсуждение глава Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин в мажилисе в ходе круглого стола о мерах демонополизации ключевых товарных рынков Казахстана.
Основную часть или более 72 процентов авиатоплива в Казахстане реализуют две компании - ТОО "Petrosun" (доля на рынке авиатоплива 54 процента) и АО "КазМунайГаз" (доля - 18 процентов)."На рынке реализации авиакеросина доступ ограничен техническими возможностями инфраструктуры аэропортов, а именно резервуаров хранения. В условиях недофинансирования деятельности аэропортов и сдерживания тарифов на регулируемые услуги основной доход владельцев данной инфраструктуры – аэропортов - приходится на реализацию авиакеросина. Аэропорты непосредственно сами либо через аффилированных с ними поставщиков, осуществляя реализацию авиакеросина, ограничивают доступ на рынок независимых поставщиков", – сказал глава АЗРК.
По данным АЗРК, основными покупателями у ТОО "Petrosun" являются: Air Astana – 45 процентов, Международный аэропорт Нур-Султан Назарбаев – 17 процентов, Scat – 13 процентов, ТОО "Винес трейдинг" – 9 процентов, Международный аэропорт Алматы – 8 процентов, Qazaq air – 3,3 процента. У КМГ сто процентов объёма авиатоплива приобретает АО "КазМунайГаз Аэро".
Вместе с тем, в 2021 году 10 процентов от общего объёма авиатоплива, предназначенного для внутреннего рынка, реализовывалось через товарные биржи. Так, 29 декабря 2021 года состоялись очередные биржевые торги авиатопливом.
Средневзвешенный индекс авиационного топлива у Атырауского нефтеперерабатывающего завода составил 247,8 тысячи тенге за тонну, у "ПетроКазахстан Ойл Продактс" – 257,8 тысячи тенге за тонну, у Павлодарского нефтехимического завода – 252,7 тысячи тенге за тонну.
"Стоит отметить, что в крупных российских аэропортах присутствуют дочерние структуры нефтяных вертикально-интегрированных компаний (ВИК), использующих инфраструктуру аэропортов для заправки как воздушных судов отечественных авиакомпаний, так и зарубежных транзитных перевозчиков. Данная структура владеет достаточным ресурсом авиатоплива для приоритетной заправки судов отечественных авиаперевозчиков, а для заправки судов зарубежных авиакомпаний может осуществлять импорт авиатоплива. В этой связи предлагается установить запрет на реализацию авиакеросина аэропортами, а также иными лицами, не являющимися держателями инфраструктуры на территории аэропортов", – сказал Жумангарин.