С начала пандемии коронавируса, по данным NielsenIQ, процент казахстанцев, делающих покупки в магазинах при АЗС, за последние два года сильно увеличился, передает BaigeNews.kz.
В Алматы число покупателей, посетивших магазин при АЗС за последние четыре недели, выросло с 8% в 2019 году до 28% в 2021. В Нур-Султане в 2019 году 12% граждан совершали покупки при АЗС. В 2021 их стало 26%. При этом в Нур-Султане увеличилась частота посещений в месяц магазинов этого сегмента: с 4.1 раз за месяц в 2019 до 4.6 в 2021 году.
В регионах процесс идет медленнее, но также демонстрирует положительную динамику: в Павлодаре – с 5,9 раз в 2019 году до шести раз за месяц в 2021, в Караганде – с 4.6 раз в 2019 до пяти раз в месяц в 2021 году.
Пандемия и локдауны показали, что современным АЗС важно сохранять быстрое обслуживание покупателей, превращая автозаправочные комплексы в место, где можно отдохнуть или совершить необходимые покупки.
Топливо превратилось в сопутствующий товар, а основным стал ассортимент магазинов и кафе. В условиях пандемии покупатели обратили внимание на справедливые цены в данных точках, качество хранения продуктов и выборку товаров. К тому же, сама возможность купить кофе и что-нибудь чтобы перекусить вне дома, искренне привлекала людей к АЗС. Локдаун прошел, а привычка осталась.
Впрочем, это процесс потребовал от АЗС и новых бизнес-стратегий: теперь недостаточно быть обычной заправкой с качественным бензином. Необходимо развитие формата, создание новых фишек, цифровизация.
"Для этого, по мнению профессионалов, стоит смотреть вокруг, чуть дальше, чем границы Казахстана — изучать опыт, адаптировать его, что-то докручивать и создавать. Таким образом, возможно, в скором времени мы увидим отечественные кейсы, похожие на "американские истории успеха", где локальные заправки с едой, приготовлением которой занимается специально выделенный штат поваров, становятся местной достопримечательностью. Такие заправки обычно предлагают клиентам не банальный бургер, а блюда, уровня популярных кафе. Чем и притягивают посетителей", - говорят аналитики.
Помимо кофе и бутербродов, в магазинах при АЗС казахстанцы покупают сигареты, энергетические напитки, минеральную воду, газированные напитки. Однако по сравнению с 2020 годом активность в росте продаж демонстрируют и новые категории. Среди них - слабоалкогольные напитки, бумажные полотенца, консервированные готовые продукты, жидкое детское питание и предметы женской интимной гигиены. Все это, по мнению аналитиков, говорит о тренде выбора АЗС для закупа не только товаров в дорогу.