В прошлом году в рамках реализации «Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ» в Казахстане начался поэтапный отказ от государственной монополии на проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации. В стране создалась новая конкурентная среда, в которой заявили о себе более 70 компаний. Для координации их работы была создана палата экспертных организаций.
«Прошлый год был организационный. Много новых компаний пришли на этот рынок, некоторые не занимались ранее экспертной деятельностью и не всегда понимали, что это такое. Здесь нет бизнеса, здесь больших доходов не будет, и им это нужно было объяснять. Главная задача экспертных организаций провести проверку качества проектов, их соответствия нормативам и тем самым обеспечить безопасность зданий, сооружений, людей», - отметил председатель палаты Бирлик Ережепов.
За год частные экспертные организации получили более 6111 заказов на проверку проектно-сметных документации. Часть проектов, а именно 2200 были возвращены без рассмотрения из-за неукомплектованности ПСД и не компетенции частных экспертных организаций. По 2703 проектам выданы экспертные заключения.
«Еще есть незаинтересованность государственных органов в передаче данных полномочий в конкурентную среду. Пока только 39% экспертных работ переданы в частные компании, хотя планировалось в прошлом году передать 50 %», - поделился Б. Ережепов.
Палата организует обучающие семинары, предоставляет интересы профессионального сообщества в государственных органах, участвует в разработке нормативно-правовых актах, распространяет опыт лучших экспертных организаций. Также она проводит мониторинг качества экспертных заключений своих членов. В результате этой работы из палаты исключены 2 организации, которые периодически выпускали некачественные экспертные заключения.
«Эти организации несколько раз рассматривались на дисциплинарном совете, но они не приняли это во внимание. В одной организации один специалист проводил экспертизу всего проекта. Это нонсенс! У него было 5 аттестатов эксперта. Он и конструктор, он и электрик, архитектор, сметчик. В регионах местные госорганы выдают несколько аттестатов одному человеку. Они «суперэкспертов» породили. Если у специалиста профессиональное образование конструктора, то он может делать экспертизу только строительной части, но он не может делать заключение как архитектор или электрик. Мы написали письма в комитет по делам строительства и ЖКХ, чтобы их лишили аттестаций, но уполномоченный орган занял странную позицию. По закону все аккредитованные экспертные организации должны состоять в палате. На основании этой статьи и отмечаем, что исключенные организации не должны работать. Комитет по делам строительства не отключает их от единого электронного портала и дает им работать. Мы объясняем комитету, что он нарушает законодательство. Вы за качество работы? За безопасность новых зданий? Мы вынуждены были написать в Генеральную прокуратуру. НПП «Атамекен» нас поддерживает в этом вопросе. Самое главное что, профессиональное экспертное сообщество их исключает из своих рядов, а государственные органы заняли непонятную позицию», - отмечает председатель палаты.
«Качество экспертизы проекта можно достигнуть, только когда его рассматривают комплексно несколько экспертов. У нас в палате есть дисциплинарный и экспертный советы. Директор или специалист любой аккредитованной экспертной организации может обратиться, посоветоваться. Когда эксперт остается одиночкой ему не с кем проконсультироваться и принять правильное решение. И от этого страдает качество. К тому же не каждый захочет делиться своим опытом», - добавил председатель экспертного совета палаты Владимир Юревич.
У палаты возникает много вопросов с законодательными нормами в части расширения конкурентной среды и полномочий экспертных организаций. Есть пробелы и разночтения законов, в связи, с чем возникает непонимание с государственными органами, добавил Бирлик Ережепов.
Совместно с НПП «Атамекен» палата проводит в этом направлении работу и вносит свои предложения в госорганы и Мажилис.