Чиновник из Шахтинска рассказал, как сэкономить миллионы на комуслугах
<p>Сэкономленные бюджетные средства направляются на ремонт школ и детских садов.</p>
По опыту школ Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Бишкека, Хельсинки, Порвоо и Тампере, чиновник из Шахтинска Карагандинской области меняет подход к организации учебного процесса и экономит бюджетные средства, передаёт корреспондент Bnews. kz.
По словам руководителя отдела образования Шахтинска Николая Онсовича, сэкономленные деньги направляются на укрепление материально-технической базы, а также ремонт школ и детских садов.
Как отмечает Николай Онсович, еще на первом этапе внедрения проекта во всех организациях образования были установлены новые приборы учета всех видов энергий: теплосчетчики, многотарифные электросчетчики и водомеры холодной воды. Одновременно с этим началось обучение всех заместителей директоров и завхозов организаций образования основам программы энергосбережения.
Важным моментом в первый год был ежеквартальный мониторинг потребления электро- и теплоэнергии, холодной воды, который осуществлял отдел образования на централизованной основе.
По результатам первого года при руководителе отдела образования был организован совет, на котором ежеквартально стали обсуждаться и рассматриваться вопросы перерасходования коммунальных услуг. По мере выяснения проблемных участков был разработан план по поэтапному приведению каждой организации образования в соответствии с нормативами.
За два года, с 2013 по 2015, в школы и детские сады города были закуплены энергосберегающие лампы. Впоследствии было подсчитано, что это позволило сэкономить порядка 15000 кВт в год. Два года назад в Шахтинске была начата работа по плавному переходу на светодиодные лампы и светильники, которые являются более экономичными и способствуют еще лучшей освещенности. Планируется, что благодаря этому экономия уже в 2019 году должна составить не менее 30 тысяч кВт.
Следующим этапом реализации программы стал ремонт кровель с утеплением чердачных помещений. Параллельно проводилась работа про разработке проектов теплоснабжения из расчета ориентировочно 500 тысяч тенге на одну организацию образования. Впоследствии была начата установка автоматизированных тепловых пунктов, которые позволяют регулировать температуру в помещениях в зависимости от температуры окружающей среды.
"В 2013 году мы установили АТП в семи городских школах, в 2014 году - в четырёх дошкольных организациях образования, в 2015 году - в трёх организациях дополнительного образования. Годовая экономия по региону в итоге составила 1500 Гкал, а это равно потреблению двух общеобразовательных школ на 800 учащихся", - констатирует Николай Онсович.
На следующем этапе проводилась работа по замене старых деревянных окон на герметичные пластиковые окна, что в свою очередь дало экономию тепла и электричества на 10-15%. Также, в соответствии с программой энергосбережения, были герметизированы входные помещения — здесь были установлены тамбуры, заменены двери. Утеплялись и фасады зданий. Например, в гимназии № 5 и ясли-саде "Карлыгаш" это привело к повышению температуры на 3-4 градуса. В целях экономии воды в 90% организаций заменены водопроводные трубы и сантехприборы, что в свою очередь дало 10% экономии воды.
Сейчас отдел образования Шахтинска начал проводить энергоаудит в школах и детсадах. По словам Николая Онсовича, все это позволит более эффективно использовать средства, выделенные на ремонт и мероприятия по энергосбережению.
За несколько лет в Шахтинске была проведена оптимизация, которая непосредственно повлияла на наполняемость классов и равномерное распределение нагрузки на педагогов. В частности, анализ показал, что если в 2011 один класс насчитывал 17 человек, то в 2017 году — 22 ученика. За пять лет здесь были объединены ОШ № 2 и 12, реорганизованы ОШ № 6 и 9. При этом одна школа была ликвидирована.
Реорганизация проводилась с учетом территориальной расположенности школ, демографической ситуации в регионе, говорит руководитель городского отдела образования.
В рамках перехода на новую модель обучения с учетом программы "обновленного содержания образования" в шахтинских школах все чаще применяется инновационный подход, основными принципами которого является учет интересов учащихся, свободная творческая работа и сотрудничество.
"Зачастую, меняя учебную часть, мы забываем о важной составляющей всего педагогического процесса, а именно о воспитании. В этой связи в течение двух последних лет мною, в составе делегаций нашей области и республики, изучался опыт школ городов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Бишкека, Хельсинки, Порвоо, Тампере. Итогом работы по изучению данного международного опыта стала предложенная в декабре 2018 года «Дорожная карта» по внедрению различных элементов, особенного в части организации учебного процесса, - рассказывает Николай Онсович.
Как отмечает собеседник, изменения, которые поэтапно будут вводиться в школах нашего региона затрагивают лишь организационные вопросы деятельности школы и детских садов, но никак не содержание образования. Эти нововведения призваны повысить мотивацию учащихся и воспитанников к обучению и сотрудничеству между всеми участниками образовательного процесса
Основным новшеством станет изменение конфигурации парт в классе. Дело в том, что принцип организации внутреннего пространства влияет на то, как ведут себя дети, какова атмосфера царит на уроке. В современной педагогике имеется три классические схемы расстановки парт: рядами, П-образная и кластерная. Учитывая, что старая система образования применяла лишь одну схему "ряд", в настоящее время учитель будет вправе, исходя из специфики своего предмета, применять одну из трех схем.
"При старой схеме ученики могут "выпадать" из учебного процесса, спрятавшись за спинами своих одноклассников, а также списывать у товарищей во время контрольных и самостоятельных работ. Новая схема позволит легко держать всех детей под контролем. Сами ученики будут видеть всех других участников группы и преподавателя. Обстановка будет вынуждать детей вести себя хорошо и вовлекаться в учебный процесс. Конечно, расстановка парт будет зависеть от размера кабинета, от размера и количества парт и детей на уроках", - говорит руководитель городского отдела образования.
Еще одно новшество касается отмены классических школьных звонков. Вместо этого в вестибюлях будут установлены обычные часы, а также информационные табло. Эта мера призвана повысить личную ответственность и внимание школьников, научить их самостоятельно следить за временем. В традиционном понимании школьный звонок останется лишь как сигнал подачи тревоги. Также "школьный звонок" будет звучать 1 сентября и 25 мая, как знак начала и завершения учебного года.
"Мы должны отойти от практики "плохой" и "хороший" ученик. Сравнение учеников друг с другом должно стать нашим прошлым. Все дети без исключения особенные, все имеют потенциал к развитию. В этом и состоит наше педагогическое искусство - совместно с родителями создать атмосферу, как в школе, так и дома, при которой ребенку хотелось бы учиться. Безусловно, одного желания мало, но планомерно мы должны двигаться к тому, чтобы создать партнерские отношения с нашими учащимися. Уверен, что это поможет всем нам реализовать главный принцип обновленного содержания – "уважительное отношение к ученику, через уважение к себе", - считает Николай Онсович.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Путин сделал заявление по Украине
- Пациент в машине "скорой" зарезал фельдшера по дороге в больницу
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат
- Конфликт в торговом центре: двое мужчин устроили поножовщину и стрельбу