- Главная
- Новости
- "Чуть не довели до суицида". Жертвы буллинга в казахстанских школах рассказали свои истории
"Чуть не довели до суицида". Жертвы буллинга в казахстанских школах рассказали свои истории
Психологическое давление, травля, насмешки — с издевательствами в школе сталкиваются многие казахстанские дети. Жертвой буллинга может стать любой. Чаще всего учителя и родители обращают внимание на проблемы, когда ситуация становится критической. Жертвы буллинга рассказали корреспонденту BaigeNews.kz, как травля со стороны сверстников в свое время повлияла на их жизнь.
История первая. "Чуть не довели до суицида, теперь страдаю от панических атак".
Вспоминать свое детство Алуа (имя изменено) сложно. В детстве она не могла найти общий язык со своими сверстниками и всё свое время проводила в одиночестве. Причиной тому стали насмешки со стороны ровесников. По её словам, в детсаду воспитатели не пытались помочь ей влиться в коллектив, списывая проблему на её замкнутость.
"Очень хорошо помню свой первый день в новом детском саду. Мне тогда было около четырёх-пяти лет, наверное. У меня был большой шрам на лице: когда была очень маленькой, упала, катаясь на качелях. Также в то время у моих родителей были проблемы с деньгами - начало 2000 годов, у всех так было. В детсаду увидели меня со шрамом на пол-лица, в большой по размерам одежде и дали мне прозвище "бомж". Могли спокойно подойти ко мне и сказать: "Ты бомж, у тебя лицо и одежда страшная", - вспоминает Алуа.
Дать отпор обидчикам она не могла: боялась, что её еще больше покалечат. По её словам, воспитатели не вмешивались в ситуацию. Она недоумевает, почему сверстники проявляли такую жестокость.
"Не знаю даже, откуда в них было столько злости, они же маленькие дети. А воспитателям как-то было всё равно на это. Если буллинг происходил на их глазах, они могли хоть сделать замечание, но не больше. Ни одна из них не пыталась как-то приобщить меня к коллективу. Вскоре я просто перестала разговаривать со всеми, играла со своей куклой и пыталась игнорировать происходящее",- признаётся Алуа.
Однако "черная полоса" в жизни Алуа на этом не закончилась. В школе буллинг только усилился. Любая неудача становилась поводом для насмешек и унижений одноклассников. Ситуацию обострили также учителя, считает Алуа.
"В школе буллинг перерос в что-то ужасное, хотя и в садике мне не было лучше. В те дни мне казалось, что надо мной будут издеваться всю мою жизнь. Школьники то и делали, что издевались надо мной из-за моей одежды, или обуви на два размера больше. Когда я говорила, что у родителей нет денег купить новую пару кроссовок, моя одноклассница сказала: "Мы же не виноваты в том, что у тебя бедная семья". Эти слова тогда меня так ранили. А учителя спокойно могли перед всем классом сказать: "Будете плохо учиться, станете похожей на Алуа", - говорит собеседница.
Друзей у девочки не было. Некоторые одноклассники писали негативные комментарии по её фотографиями в социальных сетях или могли бросить в Алуа мусор или что-то тяжелое. Так было все 11 лет школы. "Я плакала каждый день", вспоминает Алуа.
По её словам, родителям она о проблемах в школе не могла рассказать, они были в разводе. Мама работала на двух работах, чтобы прокормить семью, а отец через какое-то время вовсе перестал поддерживать связь с дочерью. Уже в старших классах ежедневные унижения и жизнь в страхе привели к проблемам со здоровьем, у неё начались панические атаки.
"Во время очередной выходки одноклассников у меня резко в глазах потемнело, сердце начало бешено биться и я чуть не потеряла сознание. Тогда я даже не знала, что это панические атаки, думала, проблемы с сердцем. Прошла осмотр у врачей, они подтвердили, что это атаки. Прописали таблетки, я начала их принимать. Были побочные эффекты - тошнота и мигрень, но все уже более или менее налаживалось. Однажды одноклассники нашли в моей сумке таблетки и еще сильнее начали издеваться надо мной, говорили, что я "психопатка", - поделилась Алуа.
В этот период жизни она хотела покончить жизнь самоубийством. Говорит, что от этого шага её спасла мама.
"Благодарна ей за это. Я работала с психологом, прошла полный курс программы, отпустила обиды на отца, одноклассников. Поступила в университет в другую страну, нашла друзей, которые любят меня и ценят, влюбилась. В общем, начала новую жизнь. Но у меня по сей день панические атаки, боюсь сделать что-то "странное" для общества, боюсь осуждений, боюсь, что надо мной начнут издеваться мои коллеги или одногруппники. Думаю, этот страх будет всегда жить со мной",- поделилась Алуа.
К тому же, Алуа вместе с мамой уехала из Шымкента. Девушка не поддерживает связь с одноклассниками. За границей она работает в кофейне баристой и рисует в местной галерее. Также Алуа проходит курс психотерапии. В будущем девушка мечтает открыть центр, для людей которые переживают буллинг.
История вторая. "Мою канцелярию бросали в унитаз, а учительница закрывала на это глаза"
Наш второй герой — 27-летний экономист. Проблемы с ровесниками у Султана (имя изменено) начались в седьмом классе, когда он выиграл грант на бесплатное обучение в частной школе. По словам Султана, в новом коллективе, сначала всё было хорошо, он даже нашел друзей.
Однако через какое-то время столкнулся с насмешками и издёвками в свой адрес со стороны одноклассников. Сверстникам не нравилась его тяга к учёбе, вспоминает Султан. Не выдержав давления в новой школе, подросток перевелся в свою прежнюю школу.
"Когда я получил грант в частную школу, был очень рад, думал, что заведу новых друзей, но я даже не знал, какой "ад" меня там ждёт. У меня косоглазие и я с детства я ношу очки. В подростковое время был тем самым "ботаном". Многим не нравилось, что я хорошо учусь, поэтому начали обзывать меня. Сначала все обходилось просто каким то словечками, по типу "заучка" или "косой ботан". Но я ещё был очень худым, одноклассникиговорили: "дрыщ". Приходилось влезать с ними в драку. Одноклассники - парни избивали меня толпой. Им не нравилось, что я даю им отпор. Потом они бросали мою канцелярию или учебники, или же личные вещи в унитаз", - рассказывает Султан.
Однажды один из одноклассников выбросил дневник Султана из окна. Причиной стало то, что он получил пять пятёрок за один день.
"Бекжан (имя изменено) со своей "командой" даже говорил остальным в классе, чтобы те со мной не общались или их ждет та же учесть. Поэтому я в школе ходил один. А большинство учителей закрывали на это глаза, школа ведь частная, у всех родители богатые. Их тоже можно понять. Родителям не жаловался, стыдился этого. Когда спрашивали: "Почему я дерусь?", отвечал, что сам упал или сам виноват. Только сейчас понимаю, что стыдиться было нечего. Но всё уже прошло, через полгода понял, что лучше вернуться в свою старую школу, чем оставаться тут",- говорит Султан.
Он закончил университет с дипломом об отличии, стал хорошим специалистом и создал семью. У него подрастает сын. Несмотря на то, что сейчас всё хорошо, Султан свой пережитый опыт вспоминает с трудом. По его словам, сейчас он старается говорить с ребёнком открыто, чтобы уберечь его от буллинга.
"Скоро сын пойдёт в школу, я с ним открыто разговариваю, не хочу, чтобы он пережил всё то же самое, что и я. Прошу его не скрывать от меня, если с ним плохо обращаются. Объясняем ему с женой, что никто не имеет права его обижать. Это ведь страшно, когда с тобой так обращаются. Последствия буллинга меня по сей день не отпускают. Мне некомфортно, когда кто-то трогает мои вещи или без моего ведома их бросает. Мне не хочется проезжать мимо той школы, где я провёл всего полгода. И даже выбирая сыну форму, вещи в школу, я тщательно слежу за всем, чтобы та или иная вещь не стала объектом для насмешек. Надеюсь, что у него хоть всё будет хорошо",- говорит Султан.
История третья. "Лишний вес стал поводом для насмешек"
Поводом для насмешек в школе Акжан (имя изменено) стало то, что в 13 лет ей диагностировали аутоиммунное заболевание и лечили его гормональными препаратами. После курса лечения Акжан набрала около 10 килограммов, из-за которых ровесники начали травлю. С бодишеймингом девушка столкнулась и со стороны учителей. Все дошло до того, что Акжан постоянно худела. Бесконечные диеты привели к расстройству пищевого поведения.
"При росте 150 сантиметров я весила 65 килограммов. Не скажу, что была толстой, но была крупной и отличалась на фоне своих худых одноклассниц. Парни решили, что это что-то смешное, называли меня "коровой", "жирной толстухой", "свиньей". Учителя тоже очень говорили перед всеми, что мне нужно похудеть. А я проходила гормональную терапию, без нужных препаратов у меня очень сильно болели суставы. Только вот никто этого не хотел понимать. Вскоре я замкнулась в себе, потому что за всеми моими одноклассницами начали ухаживать парни. А я была просто для всех "жирной". Каждую ночь я плакала, говорила маме, что хочу сделать операцию по удалению жира. Мама, естественно, этого не разрешала и говорила, что похудею, когда вырасту", - вспоминает Акжан.
Мама оказала большую поддержку, разговаривала с обидичиками дочери. Акжан пыталась и дальше похудеть, находила в интернете диеты, считала калории, пила таблетки для снижения веса и ходила в спортзал.
"В конечном итоге я похудела. Думала, стану счастливой, но, заработала себе расстройство пищевого поведения. Я уже не могла остановиться, выглядела очень худой, но хотела похудеть еще больше. В зеркале я видела худую себя, но "в своей голове" я по-прежнему я была с лишним весом. Я очень сильно плакала, страдала, но больше всего - моя мама. Я ела и шла в туалет, чтобы меня вырвало, потому что в голове засели слова одноклассников: "Ты - свинья, жирная и толстуха", - вспоминает героиня.
Побороть свои комплексы удалось Акжан через пять лет. Девушка активно занималась с психологом и нашла себе хобби.
"Я перестала "убивать" себя, когда поняла, как плохо моей маме. Сама пришла к ней и сказала: "Так больше продолжаться не может". Тогда я делала вид, что ем, а на самом деле выбрасывала еду в мусор и корила себя за каждую съеденную крошку. Мама отвела меня к психологу, сначала было сложно. Ненавидела себя, одноклассников, которые обижали меня. Потому что после того, как я похудела, они начали обзывать меня "скелетом", или напоминали, какой я была раньше. В начале терапии еще чувствовала вину за съеденную еду, но со временем всё нормализовалось. Я начала заниматься спортом и правильно набирать вес. А ещё я начала играть на пианино. Наконец, полюбила себя, поступила на музыкальный факультет в университет и нашла любовь. К одноклассникам и учителям я всё ещё отношусь негативно, не могу забыть пережитое. Но для меня хорошим уроком, что слушать никого нельзя",- резюмировала Акжан.
История четвертая. "Оскорблял своих одноклассников, потому что, меня били дома"
Свои школьные годы Айдос (имя изменено) не хочет вспоминать, не потому что он был жертвой буллинга, а инициатором травли однлассников. Сейчас ему 25 лет и он осознаёт, какую травму он нанёс своим сверстникам, издеваясь над ними. Понимание этого пришло к нему не сразу, а когда он сам стал жертвой травли в новом коллективе, говорит Айдос.
"В школе я выбирал себе жертв легко, кто слабее меня, того и травил. Потому что сам был большим. Каждому кто мне не нравился или не боялся меня, я давал разные клички или даже мог применить физическое насилие. Сейчас я понимаю, что оскорблял других потому что, дома меня били родители. Но, это никакого права мне не давало этого делать, эти люди не были в этом виноваты. Долгие годы этого не понимал и всегда хотел подколоть кого то в компании и сделать его жертвой. Но, пришло время когда меня сделали жертвой. Устроился на работу в одну компанию, мой босс начал травить меня перед всеми. Было ужасно обидно, ведь я взрослый парень. Терпел его несколько месяцев, а его издевки стали все хуже и хуже. Потом в один день пришло осознание, а вдруг это бумеранг? Поэтому я решил исправить свои ошибки. Нашел одноклассников и друзей, которых оскорблял и бил в свое время. Извинился перед ними. Многие, конечно меня послали, и я их понимаю, ведь принес им много боли. Но, если бы я сейчас вернулся в прошлое, я бы никогда с ними так не поступил. Я просто хотел казаться круче, а на деле только оставил травму другим людям", — говорит Айдос (имя изменено).
Откуда берется буллинг и как с ним справиться?
Говорить и буллинге сложно, особенно тем, кто с ним сталкивался. По последним данным, практически каждый подросток так или иначе был жертвой травли, агрессором или просто наблюдателем. Как справиться с травлей и что делать родителям, если их ребенок стал жертвой буллинга, рассказала психолог Акмарал Абдикеримова.
- Что движет детьми, которые издеваются над другими и выбирают позицию агрессора?
- Дети, которые занимаются буллингом сверстников и ищут самоутверждения — деструктивный способ. Собственная внутренняя агрессия обычно копится у таких детей дома. Чаще всего буллингом занимаются дети из неблагополучных семей — где родителями не учитывается их психоэмоциональное состояние, которое они несут в социум. Самая распространённая в подростковом возрасте причина — это получить авторитет, то есть, этот способ в психологии называется деструктивным, не экологичным, из-за отсутствия других навыков в общении и достижения целей. У них есть только такие навыки, которые они получили в своей семье.
- Что нужно делать ребёнку, если помимо сверстников, его "буллят" учителя из-за плохой оценки и так далее?
- Отвечу на примере из своей практики: у меня была клиентка-подросток, которую как раз "буллили" учителя. В работу включились родители, они сменили школу, окружение поменялось и у них в жизни многое изменилось. В таких ситуациях без участия взрослых никак. Здесь важно принимать глобальные решения и меры.
- Что нужно делать ребенку, когда его начинают преследовать сверстники? Как защититься от буллинга?
- Часто под буллинг попадают неуверенные в себе, депрессивные дети, чувствующие себя одинокими и брошенными. Таким детям сложно даже сказать поделиться о том, что с ними происходит. Поэтому крайне важно все таки подключать взрослых — родителей, учителей, получить помощь психолога, после выравнивания эмоционального состояния-дать знания ребенку-научить себя защищать, отстаивать границы, строить отношения.
- Как родителям понять, что его ребенка "буллят" в школе? Что делать родителям, если их ребенок оказался жертвой травли?
Обычно в ситуациях буллинга дети все чаще не хотят в школу. При этом явную причину не могут озвучить, так как их запугали, что говорить нельзя, если узнают, будет тебе хуже. В некоторых случаях начинают даже часто болеть, подключается психосоматика на фоне внутренних переживаний. Если ребенок оказался жертвой буллинга, то родителям важно разобраться спокойно для начала, что вообще происходит, понять, почему их ребёнок попал в эту ситуацию. В этом, конечно же, дожны помочь учителя, руководство школы, школьный психолог.
- Какие советы вы бы дали родителям, которые не знают как помочь своим детям, которые страдают от буллинга?
Поддерживать эмоционально своего ребёнка, говорить, что он справится, что они рядом, им можно доверять. Главный совет — поход к психологу, и самим начать работать над собой - над отношениями в семье, так как всё идёт из семьи. И именно тут ребёнок не получил знаний, навыков, которые помогали бы ему справляться с такими ситуациями.
- Можно ли вырасти психологически здоровым человеком, если ты пережил буллинг в школе?
В истории очень много примеров что можно. Здесь, главное, взрослым вовремя это заметить, и чтобы была возможность поработать со специалистом. В моей практике были случаи, когда приходили взрослые люди, с запросом такое у меня было в детстве, в средней школе и что это отражается на их взрослой жизни, после работы психотерапевтической обычно становится легче. Всё будет зависеть от того какая психика, как долго это продолжалось, что было предпринято или нет. Все индивидуально.
В этом году в Казахстане разработали правила профилактики буллинга среди подростков. Проект вынесен на обсуждение на портале открытые НПА. Также недавно на совместном совещании глав МВД и Министерства просвещения РК обсуждали обеспечение безопасности школьников и работников учебных заведений. Министр внутренних дел Марат Ахметжанов отметил, что, начиная с этого года, законодательно введены понятия буллинга и кибербуллинга.
"Сегодня свыше 20% населения, включая школьников и работников, приходится на сферу образования. Поэтому создание безопасных условий для получения качественного образования — один из самых актуальных и главных вопросов. В этом направлении проделано немало. В текущем году законодательно введены понятия травли (буллинга) и кибербуллинга. Теперь любой родитель при выявлении в отношении ребенка факта кибербуллинга вправе обратиться в уполномоченный орган для блокирования таких сайтов", — сказал глава МВД.
В 2021 году в Казахстане более 100 подростков совершили суицид, ещё около 200 пытались свести счёты с жизнью. Одна из причин добровольного ухода детей из жизни — травля в школе. Высокие показатели суицида наблюдались в Туркестанской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях.
Самое читаемое
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Путин сделал заявление по Украине
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат