- Главная
- Новости
- Правила для чиновников должны быть "написаны кровью" - эксперты о дебюрократизации госаппарата
Правила для чиновников должны быть "написаны кровью" - эксперты о дебюрократизации госаппарата
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ "О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата". Главные принципы этого процесса, по мнению главы государства, приоритет сущности над формой, цифровизации по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации. Корреспондент BaigeNews.kz узнал у политологов, что же значит для Казахстана дебюрократизация госаппарата, как скоро мы сможем к этому прийти и почему не пришли ранее.
Напомним, документ предусматривает целый комплекс мер, исполнение позволят обеспечить более оперативные решения в госаппарате, сулит первым руководителям госорганов большую самостоятельность и персональную ответственность, обещают сократить документооборот и отчетность и так далее.
Политолог Ерлан Саиров подчеркивает важность и актуальность проведения этого процесса.
"Сегодня многие проблемы социально-экономического характера как граждан, так и региона в целом, не решаются в связи с тем, что есть большая волокита, бумаготворчество как на центральном, так и региональном уровне. Инфраструктурные проекты не завершаются годами, так как не хотят брать на себя ответственность ни региональная власть, ни министерства. В итоге страдают люди", – констатировал политолог.
Директор акмолинского облфилиала Академии госуправления Бэлла Гадзиева также акцентирует внимание на излишнем "бумаготворчестве".
"По сути, мы сами усложняем себе жизнь. Есть формат электронных услуг, но почему-то распечатываем бумажный. С введением цифровизации ожидалось, избавление от бумажного оборота. Но по факту этого не произошло. Ни на уровне школы, где учителя, помимо кунделика, заполняют кучу других бумажек, ни на уровне других госучреждений, либо приближённых к ним. Когда я пришла работать в филиал академии, спрашивала, зачем мы распечатываем это и то. Нужно оставить один принтер и распечатывать только в случае острой необходимости. Всё должно быть электронно. Условно, есть портал госзакупок, это официальный ресурс, куда никто не может зайти, скорректировать данные, зачем распечатывать документы? Зачем тогда электронный портал?" – спрашивает Гадзиева.
Она отмечает, что сегодня многое делается для усиления "Слышащего государства". Чтобы была оперативная обратная связь с населением. И одним из главных инструментов стал перезапуск работы с обращениями граждан. Взять, к примеру, сервис для усиления прав граждан в спорах с властью eOtinish. Сюда попадают все официальные обращения физических лиц в госорганы. Или easyproject – простыми словами, онлайн-платформа, куда госорганы заливают свои проекты…
"Не сказать, что бюрократия – это проблема только Казахстана. У нас есть и позитивные кейсы, к примеру, в тех же банках. В эпоху сменяемости геополитической ситуации госаппарат не успевает. По сути, мы делаем первые, но очень важные шаги к гибкости, оперативности, осмысленности работы госорганов. Чтобы проекты были плановыми, прозрачными, управляемыми. Чтобы обязательно была закреплена ответственность за конкретными людьми. И важно, чтобы они не превратились в очередные галочки", – считает Газдиева.
Документ предусматривает комплексный реинжиниринг. Сокращение сроков и этапов нормотворческого и бюджетного процессов вдвое. Также подразумеваются автоматизация ведомственных отчетов; запрет для госорганов запрашивать сведения, которые уже есть в информационных системах; отмена бумажного визирования документов; делегирование полномочий на уровень среднего звена; дистанционная работа госорганов и так далее.
Политолог Замир Каражанов уверен: эффективный госаппарат – это по сути вопрос безопасности, политической стабильности в обществе."Несколько раз упоминается реинжиниринг процессов. Действительно, на сегодня есть очень много ненужных согласований, волокита. Если нужно ждать полгода, пока подпишут документ, пройдет согласование, о какой оперативности можно говорить? Между тем, когда слишком много согласований, размывается ответственность. Мне понравилось, что нужно сократить количество консультативно-совещательных органов. На самом деле, у нас сейчас создается множество офисов, советов, комиссий... Начинаешь путаться, в чём суть и уникальность каждого из них. Президент сказал о создании реестра госуслуг", – заключила директор филиала академии госуправления.
"Госаппарат – это просто служба. Государственная служба – народу, – подчеркнул Каражанов. – Но у нас её сделали священной коровой, которую тридцать лет никто не трогал, и которая ничего для населения по сути не решала. У нас очень много проблем накопилось, и в этом отчасти виноват госаппарат. Привлечь чиновника к ответственности было практически невозможно. Вы знаете, в Советском Союзе было телефонное право. Но в Казахстане в условиях независимости это телефонное право превратилось в мощную силу, в административный ресурс, способ давления на другие институты, неправительственные организации, СМИ. Даже на судебную систему можно найти выход и надавить", - считает Каражанов.
Он считает, что нужно принципиально менять работу госаппарата.
"Надо признать, что в мире страны за 30 лет добиваются много. Китай по экономике, если не ошибаюсь, по ВВП уже обошёл Америку. А Южная Корея? За 15 лет из состояния гражданской войны, где-то уже в 80-х годах каждый четвёртый кроссовок в мире был корейского производства. Для Казахстана же и сегодня характерно русское явление потёмкинских деревень. Причём во многих сферах. Сами знаете, когда начинаются проверки, выясняется, что заводы существовали только на бумаге, в реальности их не было. То же самое касательно статистики, она была очень избирательной. Все эти проблемы могут легко стать основой для дестабилизации политической обстановки", – считает собеседник.
Документ для проведения административной реформы госаппарата – это однозначно плюс, отмечает Каражанов. В качестве примера политолог привёл вопросы бюджета.
"Неделю назад мы обсуждали спрос по результату. Например, спрос с чиновников должен быть не по освоению бюджетных средств, а по конкретным результатам, которые были достигнуты или не достигнуты. Это, на мой взгляд, очень важный момент. Потому что у нас, как правило, отчитываются за освоение. А как они освоены, никто толком не знает. Только на улице можно наблюдать: дороги толком не сделаны. То есть деньги освоены, а цель не достигнута", – объясняет Замир Каражанов.
По мнению политолога, правила для госслужащих, как и дорожного движения, должны быть "написаны кровью".
"Думаю, что указ – это первый, пробный шаг. И надеюсь, мы на этом не остановимся. И здесь, хочется верить, большую роль сыграет само общество. Потому что текущий госаппарат мы получили благодаря инертному обществу. Людям нужно учиться объединяться, доверять друг другу, действовать вместе", – заключил эксперт.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Путин сделал заявление по Украине
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат
- Пациент в машине "скорой" зарезал фельдшера по дороге в больницу
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?