Зачем нужна демонополизация и как это скажется на рынке?
24 марта в правительстве начала работу комиссия по демонополизации экономики. Комиссия займется разработкой предложений по передаче в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов сферы телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиаактивов и других отраслей. Как принимаемые меры скажутся на экономике страны, есть ли риски и почему курс на демонополизацию был принят именно сейчас, корреспондент BaigeNews.kz решила выяснить у экспертов.
Демонополизация или все-таки реституция?
"Демонополизация – это когда деятельность монополиста либерализируется или реструктуризируется. То есть одну компанию могут разбить на несколько, чтобы появилась конкуренция. Если говорить о рынках телекоммуникаций, железнодорожной инфраструктуры, а также энергоинфраструктуры, то это стратегические активы, которые в рыночной экономике являются собственностью государства. Это в большей степени верно для энергетики, железной дороги, аэропортов и трубопроводов. Но если здесь речь идет всё-таки об активах, которые были незаконно "приватизированы", тогда нужно было говорить о реституции активов, приобретенных незаконным путём. Тогда нужно было назвать комиссию не по демонополизации, а по реституции активов, приобретенных незаконным путём ", – считает экономист Жаныбек Айгазин.
И всё же, независимо от названия комиссии, акцент нужно делать на наличие экономической эффективности, считает наш собеседник.
"Я против монополии, но нужно понимать, что ёмкость экономики Казахстана не такая большая – всего 180 миллиардов долларов. Это небольшая экономика: если сравнить с Россией, то в 7-8 раз меньше, а если с Китаем, то в сто раз. Поэтому наличие на рынке ж/д-перевозок двух-трёх поставщиков услуг не сильно скажется на улучшении экономики. Но опять же, на каждом рынке есть понятие входного билета. Сколько стоит этот входной билет? Чтобы стать ж/д-перевозчиком нужно иметь доступ к ж/д-инфраструктуре, иметь подвижной состав и налаженную логистику. Это очень дорогой вход, высокие капиталовложения. То же самое рынок телекоммуникаций", - полагает Айгазин.
По мнению экономиста, вопрос приватизации АО "Казахтелеком" тоже может встать.
"Если исходить из принципа, что у нас не такая большая экономика, то на этом рынке есть дорогой вход и туда не придёт конкуренция. В медиа активах есть альтернативные способы получения информации. Если говорить о телевидении, то какая от этого эффективность? Поэтому АЗРК нужно изучать каждый рынок через призму cost-benefit анализа. Если создавать конкуренцию на конкретном рынке, то насколько это будет отвечать критериям эффективности для общества и государства, а может лучше оставить монополию, но повысить контроль со стороны общества? Есть ли смысл развития конкуренции на данном рынке?", – спрашивает Жаныбек Айгазин.
Как демонополизация скажется на экономике?
По мнению экономического обозревателя Сергея Домнина, значительным образом демонополизация не отразится на экономике в целом.
"Большая часть собственности стала частной уже давно – основная часть приватизации прошла до 1998 года. А если говорить о том, что было приватизировано в последние несколько лет, то это в основном то, что относится к госхолдингам и так далее. Но это не настолько значительный объём. Вполне возможно, что для какой-то части представителей крупного бизнеса это будет очень болезненно и будет в чём-то напоминать пересмотр некоторых результатов приватизации. Возможно, сейчас идут неформальные разговоры насчёт этой собственности. Таким образом государство себя усиливает ещё и с формальной стороны. Но я не думаю, что это приведёт к большому переделу, я думаю, что передел будет точечный. На самом деле во всех странах впереди стоят некоторые политические институты, которые гарантируют права собственности, в том числе права, которые декларируют переход из одной формы в другую. В общем, это неплохо. Главное, чтобы дальше пересмотры были как можно реже. Поскольку любой пересмотр права собственности - это очень болезненная штука, которая может иметь серьезные последствия с точки зрения иностранных инвесторов. Они это очень болезненно воспринимают", – отметил экономический обозреватель Сергей Домнин.
В свою очередь экономист Марат Абдурахманов привёл показательный пример демонополизации в нефтегазовой отрасли.
"Приведём пример когда ТОО "KAZAKHGAS" демонополизировали и навели порядок. Если цена в Жанаозене и в Актау на сжиженный газ будет 40 тенге, ТОО "KAZAKHGAS" будет иметь 25 тенге сверху. А в январе нам утверждали, что если цена будет меньше 120-130 тенге, то предприятие будет в убытке. Когда убираются все ненужные посредники, монополии, то цены падают. И при этом прибыль у госпредприятий образуется в объёмах намного больше, чем та, которая была ранее по отчётам, которые предоставлялись на сайте ФНБ "Самрук-Казына". То есть, если в телекоммуникационной сфере откроют акционерное общество и скажут: "приходите, покупайте", то наши граждане с удовольствием пойдут в эту компанию. И никто не будет прятать по офшорам эти деньги, как это происходило в случае с АО "Казахтелеком". Эта история с офшорами широко известна. Это объективная необходимость. Первое решение по городу Алматы я поддерживаю (о незаконной приватизации компании "Алматы қала жарық" - прим.авт.), потому что продавать городские огни какому-то частному ТОО зачем это нужно? Также же, как и парковочные места. Если он на свои деньги построил парковки, построил дорогу - пожалуйста. Но эти дороги построили на наши же деньги. Естественно, я поддерживаю такую демонополизацию", – сказал Марат Абдурахманов.
Если говорить о железнодорожной инфраструктуре, то экономист также видит благоприятные перспективы.
"Суть проблемы в том, что у нас по ж/д-перевозкам компания, которая владеет локомотивами – это отдельная компания, компания, которая эксплуатирует рельсы – это другая компания, компания, которая владеет вагонами – это третья компания, компании, которые владеют стрелами – это куча других компаний, компании, которые владеют тупиками – это десятые компании. И это всё создает хаос. Тарифы на ЖД-перевозки у нас сейчас сравнялись с общемировыми, потому что каждый метр кто-то приватизировал. Нужно возвращать всё в лоно АО "НК "КТЖ". Когда все посредники уйдут с рынка, выяснится, что тариф за тоннокилометр по ж/д-транспорту стоит у нас 8 тенге, не больше. А у нас цена от 16 до 50 тенге. То есть все продукты питания резко подешевеют: от металла и цемента до муки и всего остального. Товары будет выгодно перевозить ж/д-транспортом. Сейчас власти хотят все коррупционные схемы уничтожить до политических реформ, которые озвучил президент", – отметил наш собеседник.
По мнению Марата Абдурахманова, эти меры больше экономические, нежели политические.
"И важно принять их сейчас, в условиях тех событий, которые ещё не произошли, потом делать это будет поздно", – заключил экономист.
Напомним, в феврале президент Касым-Жомарт Токаев также поручил министерству индустрии и инфраструктурного развития провести демонополизацию строительного рынка.
Самое читаемое
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Путин сделал заявление по Украине
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат