Депутат раскритиковала неконтролируемую государством ценовую политику КТЖ
Казахстанские предприниматели, которые занимаются производством и реализацией щебня, обратились в партию "Ак жол". По их словам, компании вынуждены поднимать цены на щебень по причине дополнительных непредвиденных расходов, передает BaigeNews.kz.
По словам депутата Дании Еспаевой, одной из причин удорожания щебня являются постоянно растущие тарифы на железнодорожные перевозки, а также дефицит вагонов для перевозки грузов.
"Как считают участники рынка, ценовая политика АО "Казахстан темир жолы" по перевозке грузов и поставке вагонов, не контролируется государством, а учитывая монополию КТЖ, производителям создаются кабальные условия, которые выражаются в ежегодном росте тарифов. Кроме того, на удорожание стоимости услуг влияет стоимость железнодорожных вагонов, переданных от КТЖ в субаренду логистическим компаниям, которые выступает некими "посредниками" между АО КТЖ и грузоотправителями", — говорится в запросе, озвученном Еспаевой.
По ее словам, железнодорожный тариф складывается из двух компонентов: первое — стоимость перевозки и локомотивной тяги (оплата оператору, то есть ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки"; второе — стоимость предоставленных АО "Казтeмiртранс" или логистическими компаниями вагонов.
Таким образом, вагоны под загрузку подает АО "Казтемiртранс" или компании, которым переданы вагоны в аренду, а локомотивы предоставляет ТОО "КТЖ — грузовые перевозки". В связи с нехваткой локомотивов, вагоны долгое время находятся на железнодорожных путях и как следствие, грузоотправители вынуждены платить штрафные санкции за простой вагонов, которые происходят не по их вине, а по вине ТОО "КТЖ- Грузовые перевозки".
"Так, например, только одна актюбинская компания заплатила штраф за три месяца за простой вагонов в пользу ТOO KZ LOGISTICS COMPANY 5 237 тысяч тенге, и таких примеров много. С февраля этого года АО "Казтемиртранс ввел новые тарифы за простой вагонов, если ранее тариф составлял 205 тенге за один час простоя, то теперь, независимо от количества часов простоя, устанавливается тариф 12 500 тенге за каждые сутки. Изначально весь парк вагонов принадлежал КТЖ и проблем с наличием вагонов и грузовыми перевозками не было. Но в последующем, когда весь парк был передан АО "Казтемiртранс", а перевозчиком был объявлен "КТЖ — грузовые перевозки" возникли проблемы с регулярными поставками вагонов", — объяснила Дания Еспаева.
При этом, по словам депутата, появились компании, которые предоставляли вагоны производителем щебня, арендованные у АО "Казтемiртранс", но уже по завышенным ставкам. Постепенно парк вагонов перешел на договоры аренды в руки частных компаний, поэтому и рост цен происходил чаще. Дания Еспаева напомнила, что появление посреднических компаний не исключает коррупционные риски, лоббирование подачи вагонов в интересах определенного круга грузоперевозчиков.
Депутатская фракция ДПК "Ак жол" предложила:
1) Агентству по защите и развитию конкуренции — проверить на наличие признаков недобросовестной конкуренции в сфере поставки железнодорожных вагонов. Обеспечить контроль ценовой политики монополиста в лице АО "КТЖ- Грузовые перевозки".
2) Для снижения стоимости железнодорожной доставки грузов убрать всех посредников в услугах предоставления вагонов.
3) Рассмотреть вопрос о нецелесообразности сложившейся практики и восстановить координацию единого процесса услуг грузовых железнодорожных перевозок.