Мажилисмены отметили, что качество образования обеспечивается сочетанием множества факторов. Одним из них является качество стандартов, программ, и учебников.
«На то, чтобы появились качественные учебники государством выделяются из года в год все более существенные средства. Например, в 2015 году выделено около 10 млрд тенге, в 2016 году - 19 млрд тенге, в 2017 году - 27 млрд тенге. МОН РК каждый год рапортует об огромной работе по усовершенствованию школьных учебников. Проходят заседания, проводятся симпозиумы, работают авторские коллективы. Средства осваиваются в полном объеме. Однако на качество учебников, которые продолжают заслуженно критиковать за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, содержание, полиграфические исполнение и т.д. - это никак не влияет», - сказала депутата Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова.
По словам депутата, в стране мало квалифицированных авторов учебников, а такая наука, как учебниковедение, не развита. Нет ее в реестре профессий, получаемых в вузах страны.
«Так кто же является авторами учебников, которые определены как базовые по предметам? Имеют ли они специальное образование, дающее право работать над написанием учебника? Взаимодействуют ли авторские коллективы между собой? В учебниках по разным предметам допускаются разночтения в событиях, фактах, времени их происхождения. Кроме того, они зачастую сложно изложены», - продолжила депутат.
Также она привела в качестве примера, нашумевший учебник русского языка для 7 классов. По ее мнению, литературный язык в данном учебнике сводится к уровню примитивного бытового общения.
«Через тексты и задания должны проводиться идеи воспитания, высказанные Президентом: «Если не будет сохранен национальный код, национальная культура, не будет никаких преобразований, модернизаций». Предложенный учебник не только не сохраняет национальный код, но и уничтожает его. Задание в учебнике не носят воспитательный характер», - подчеркнула она.
По ее словам, любой учебник, перед применением на практике должен пройти апробацию, получить положительные оценки экспертов, педагогов, учащихся, родителей.
«Как формируется экспертное сообщество? Кто является экспертами? Являются ли они квалифицированными, компетентными специалистами в области учебниковедения? Как обеспечивается объективность, беспристрастность и независимость работы экспертов по выбору единственного учебника по тому или иному предмету для учащихся страны от МОН РК и Центра «Учебник». Почему до сих пор этот важнейший вопрос не вынесен на рассмотрение в независимое поле?» - задается вопросами Смирнова.
Депутат высказалась и о росте цен на учебники. По ее словам, только за один год цена на них выросла в 2-3 раза.
«В связи с тем, что по каждому предмету и в каждом классе теперь 1 утвержденный учебник, издатель становится монополистом. Согласовывались ли цены на базовые учебники с Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Стоит ли включить предполагаемую цену учебника в критерии отбора в будущем», - заключила Ирина Смирнова.
Как еще удивили казахстанские учебники родителей школьников можно прочесть здесь.