Длинная дорога. Почему автобан Нур-Султан – Павлодар никак не могут достроить
Шесть лет идет реконструкция участка автодороги Павлодар–Нур-Султан. Неоднократно переносились сроки сдачи четырехполосного автобана, который должен стать платным по завершению строительства и приносить доход в казну. Почему дорогу никак не могут сдать, разбиралась корреспондент BaigeNews.kz.
Стройка продолжительностью в 7 лет
В конце 2013 года было принято решение о реконструкции автодороги, которая соединяет столицу с востоком страны. Все работы планировали завершить к 2016 году, затем – к началу международной выставки ЭКСПО-2017. Речь шла не просто о ремонте нескольких участков, а превращении убитой дороги в автобан категории 1А с цементно-бетонным покрытием, шестиметровой разделительной полосой, а главное, разрешенной скоростью движения – 140 километров в час.
Работы проводились по программе инфраструктурного развития "Нұрлы жол" в рамках реконструкции коридора Центр – Восток, который начинается в Нур-Султане и заканчивается в селе Калбатау Восточно-Казахстанской области. По казахстанским меркам не много – 905 километров. Стоимость коридора – 391 миллиард тенге.
Как сообщил агентству директор Павлодарского областного филиала АО НК "КазАвтоЖол" Акылбек Кабылдин, сегодня дорога работает, не отремонтирован только небольшой участок в районе поселка Щидерты – 22 километра, где подрядчик не довел до конца работы, там есть ограждения и ограничения по скорости.
"Сейчас идут судебные разбирательства со столичной компанией ТОО "Акмола Курылыс Материалдары", которая подала в суд на КазАвтоЖол для перерасчета проекта на остаточные виды работ. Речь идет о сумме около 800 миллионов тенге. Думаю, до конца года завершим все работы", – уточнил директор филиала.
Фото автора
При этом он отметил, что проектом по оплате займутся казахстанские инвесторы. Тестовый режим планируется запустить зимой.
"Платными станут направления: Павлодар–Нур-Султан, Павлодар–Омск и Павлодар–Семей. Что касается двух последних, для легкового транспорта дорога будет бесплатной. По направлению в Нур-Султан платить придется всем. Для легковых автомобилей предварительно 1 тенге за километр", – уточнил Акылбек Кабылдин.
Скандальная дорога
За эти годы возводимый автобан пережил забастовки, судебные процессы, аресты. В марте 2016 года павлодарские водители грозили разобрать участок республиканской трассы по причине задолженности по заработной плате. Все лето 2015 года водители грузовиков обеспечивали строительство республиканской дороги песком, щебнем и водой. Но с ними никто не рассчитался. Общая задолженность превысила тогда 90 миллионов тенге. От безысходности люди пригрозили разобрать то, что построили. На строительстве были наняты 100 водителей.
Летом 2016 года снова разгорелся скандал, грозивший очередным срывом сроков завершения работ. Поссорились соучредители ТОО «Автосервис» – генеральный подрядчик строительства. Тяжба возникла между действующим и прежним руководством. В результате работы были свернуты: технику вывезли, работников распустили.
А подрядная организация из Ирана АОЗТ "Дена Рахсаз Констракшн" в 2017 году не выполнила своих обязательств на строительстве трех участков дороги. Сумма госзаказа составила 47,3 миллиарда тенге. Дело не в нежелании работать, до этого иностранцы достаточно хорошо зарекомендовали себя на других объектах Казахстана. А проработали они 10 лет. Проблема в инфляции. Иранцы имели договоренность на бюджетных объектах в тенге, на ряде объектов – в долларах. И в период девальвации финансовое состояние компании значительно ухудшилось. Пришлось расторгнуть договор. В результате потребовались новые тендеры, а это сроки. График был сдвинут почти на год.
В мае 2017 года, по данным пресс-службы Комитета госдоходов МФ РК, была пресечена преступная схема хищения бюджетных средств, на реконструкцию автодороги «Центр – Восток» на территории Павлодарской области.
"Был задержан и водворен в ИВС УВД Павлодара заместитель директора Павлодарского областного филиала Акционерного общества «Национальная компания «КазАвтоЖол» Касымханов. Задержанный подозревается в присвоении и растрате порядка трех миллиардов тенге. Подозреваемый организовал преступную схему по хищению подрядными организациями бюджетных средств, выделенных на реконструкцию автодорог на территории Павлодарской области, путем замены оснований дорожной одежды, использования материалов, на предусмотренных ПСД и другое", – отмечалось в пресс-релизе.
Когда дорога станет комфортной?
В ноябре прошлого года бывший глава региона Булат Бакауов рассказал журналистам, что преодолел дорогу до столицы за три часа вместо пяти. Причем без сопровождения.
"Дорога хорошая, у нас два места есть, где идут еще работы – это в поселке Шидерты через речку и в Калкамане. Остались последние штрихи. Сегодня дорога уже открыта полностью, остались некоторые шероховатости", - сказал тогда аким области.
Так же в ноябре прошлого года на брифинге в Правительстве председатель правления АО НК "КазАвтоЖол" Улан Алипов сообщил, что автобан "Нур-Султан – Павлодар" намерены открыть 1 декабря 2019.
"Я в выходные ездил в Павлодар. Там осталось у нас четыре участка, в этом году они все завершат. Возле Шидерты есть мост через канал Сатпаева, остались только на этом мосту работы. По одной стороне балки уже уложены, по второй стороне на следующей неделе балки уложим. Первого декабря дадим полностью проезд", – заверил тогда чиновник.
Но не получилось. Теперь точные сроки данных чиновники не называют, отмечают лишь, что уладят все вопросы к концу 2020 года. И уже возможно с января 2021 автобан Нур-Султан – Павлодар будет платным.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Путин сделал заявление по Украине
- Пациент в машине "скорой" зарезал фельдшера по дороге в больницу
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?