Как обучают детей с особыми образовательными потребностями в Астане

<p>В столице открылся очередной кабинет поддержки инклюзии для особенных детей.</p>

12 Февраля 2019, 12:18
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
syl.ru 12 Февраля 2019, 12:18
12 Февраля 2019, 12:18
9709
Фото: syl.ru

В школе-лицее №85 в Астане открылся очередной кабинет поддержки инклюзии (КПИ) для детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Директор благотворительного фонда "Болашак", при поддержке которого по всему Казахстану открываются классы для детей с ООП, Динара Чайжунусова рассказала о том, как проходит процесс обучения и что является главной целью такого проекта, передаёт корреспондент BNews.kz.

По словам Динары Чайжунусовой, на практике чаще всего нарушаются права детей с особыми образовательными потребностями - не все школы готовы их принять.

"В 2015 году мы начинали со школы №71, сегодня уже 20 таких школ по всему Казахстану. В этом году мы вышли в 9 регионов. (…) Когда мы начинали в 2015 году, у нас были совершенно сложные дети, которые не были приспособлены. За которых мы очень сильно переживали. Буквально через 3 месяца такие дети демонстрируют динамику", - сказала директор фонда.

Уникальность проекта, по словам Динары Чайжунусовой, заключается в том, что такие кабинеты поддержки инклюзии могут доукомплектовываться различными специалистами. Так, для детей с нарушением слуха могут подключаться специалисты по жестовому языку. В проект могут быть включены дети с различными диагнозами: синдром Дауна, алалия, любые нарушения развития.

"Глобальная цель – это инклюзия детей с аутизмом. Основная цель, которую мы здесь преследуем, помочь детям стать частью полноценного общества. Несмотря на то, что мы прекрасно понимаем, что аутизм в Казахстане относится к спектру психических и ментальных нарушений, самое главное – здесь у каждого ребёнка имеется индивидуальное сопровождение. Каждый такой тьютор всё время находится с ребёнком. Глобальная цель – сделать так, чтобы через какое-то время эти дети могли быть полноправными членами общества без поддержки", - рассказала Динара Чайжунусова.

На сегодняшний день в Астане это пятый по счёту кабинет поддержки инклюзии. Всего в проекте 20 таких школ.

По словам специалистов КПИ, всего в кабинете обучаются 10 детей. Практически все они имеют диагноз: расстройство аутистического спектра (РАС).

"Все они попали к нам после заключения ПМПК. У всех у них в заключении написано "обучение в общеобразовательной школе по индивидуальным программам", - рассказала один из кураторов кабинета Елена.

Кабинет поддержки инклюзии (КПИ) включает в себя четыре зоны: зона общих уроков, которая полностью переносит обстановку регулярного класса, где возникают особые сложности у детей; зона индивидуальных занятий, так как у детей снижено время концентрации на уроке, снижено время усидчивости; зона сенсорной разгрузки, где присутствуют маты, мячи, фитболы, утяжеляющие одеяла; зона учителя – в каждом КПИ присутствует учитель, в отличие от регулярного класса его работа основана на обучении малого количества детей.

Главное в работе учителя КПИ – это обучение тьюторов, чтобы они могли правильно заниматься по индивидуальным программам, потому что у каждого ребёнка в таком кабинете параллельно с общеобразовательной программой есть индивидуальная программа, которая пишется на основе тестирования, которое впервые проводится, когда ребёнок приходит в класс.

Повторное тестирование проводится через полгода и по окончании года. В основе индивидуальной программы обучения лежат не общие нормативы развития, а дефициты, которые имеются непосредственно у каждого ребёнка, потому что тестирование является индивидуальным.

Стоит отметить, что в период 2015-2018 годы благотворительным фондом "Болашак" было инклюзировано 248 детей с аутизмом и другими особенностями развития. Создано 161 рабочее место в сфере инклюзивного образования. Открыто 20 кабинетов поддержки инклюзии. Более 800 специалистов образования, здравоохранения и родительской общественности прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения.

Наверх