Как проехать на Алаколь, или "Романтика" железных дорог Казахстана
"Купейная" реальность, немытые окна и надежда на туристический ренессанс.
- Далелхан Шаханов Журналист
- #туризм
- #внутренний туризм
- #новости Казахстана
- #Пассажирские перевозки
- #турист
- #железные дороги
- #КТЖ
- #курортная зона
- #отдых
- #путешествие
Путешествие на поезде в нашей стране — без сомнения, приключение запоминающееся, а впечатления, полученные в пути, могут затмить рассказы об отдыхе на берегах "южных морей". Правда, как повествует корреспондент BaigeNews.kz, не всегда эти "путевые заметки" вызывают у аудитории восторг и восхищение.
"Купейная" реальность глазами европейца
Действительно, хватит ли у среднего казахстанца духу проехать хотя бы сутки в плацкартном вагоне? Терпеть тесноту и неудобства, смириться с неприятными запахами, мыть руки в грязном туалете?
Настоящим исследованием в этой сфере можно назвать публикацию немецкого фотожурналиста Марио Хеллера из далекого от нас и респектабельного Берлина. Три года назад он рискнул, прокатился и описал "романтику железных дорог". В те осенние дни берлинский фотожурналист несколько недель путешествовал по Казахстану.
"Всего за несколько месяцев до того, как COVID-19 вызвал волну карантина и ограничений на поездки, я отправился в трехнедельную поездку по пересеченной местности через Казахстан. В разных купе я встречал людей, путешествующих по работе, на свадьбы и похороны. Я видел детей, играющих в футбол в коридорах, и документировал оживленные разговоры с незнакомцами, которых встречал по пути", — такое описание предваряет его фоторепортаж, размещенный на личном сайте талантливого фотографа.
Во времена Советского Союза казахстанские магистрали представляли собой самую крупную и довольно разветвленную сеть в системе железных дорог СССР — в общей сложности рельсы покрывали расстояние в 13 250 километров. Марио Хеллер преодолел в наших просторах половину из них — 7500 километров, проведя 225 часов в казахстанских поездах, где люди "завязывали знакомства, обменивались едой, вместе играли в игры". Для тесного общения во время путешествия по нашей стране с местными жителями европеец выбрал плацкартные вагоны.
"В воздухе пахнет едой и дыханием десятка пассажиров. Повсюду доносятся разные звуки: храп, детский плач, народная музыка и голоса. В маленьких отсеках, которые здесь принято называть "купе", четверо совершенно незнакомых людей собираются вместе для путешествия", — так он впоследствии описывал реалии своих поездок.
Гость из Европы отмечал важность железнодорожного транспорта в Казахстане — по его словам, по железной дороге в Казахстане осуществляется 52 процента пассажирских и 49 процентов грузовых перевозок. От зоркого взгляда фотографа не укрылось, что коридоры в казахстанских вагонах — излюбленное место пребывания пассажиров: люди часто мечтательно стоят у окон и наблюдают за пейзажем или говорят с кем-то по телефону.
Нередко казахстанские пассажиры признавались иностранцу, что им нравятся поездки на поезде, потому что в пути много свободного времени и можно задуматься о жизни, здесь нередко завязываются знакомства с новыми людьми. И для кого-то путешествие в поезде — самое захватывающее приключение: "можно пить чай весь день, знакомиться с новыми людьми и наблюдать за степью из окна".
За немытыми окнами вагона
Однако такие романтические картинки перечеркиваются встречающимися в интернете криками души: "Эх, нам бы помыть окна вагонов..." Жалобы бывают самые разные, иногда пассажиры распространяют в социальных сетях видео, в которых показывают, как выглядят старые вагоны, например, какие там окна, попытки открыть которые в летнюю жару заканчиваются неудачей. В вагоне слышен плач ребенка, страдающего от жары.
"Когда начнут менять старые поезда? 35 градусов жары, а окна не открываются, многие едут с детьми!" — мелькают строки, напоминающие библейский "глас вопиющего в пустыне".
И это при том, что вагонный парк в Казахстане составляет свыше 2000 единиц, и национальный перевозчик ежегодно закупает новые пассажирские вагоны. Начиная с 2010 и до прошлого года было приобретено свыше 1100 вагонов, в том числе более 600 вагонов "Тальго". В соответствии со стратегией, до 2029 года предусмотрено поступление порядка 500 пассажирских вагонов.
Вот характерная картинка из хроники прошлого лета — представители туристических компаний призвали национального перевозчика улучшить условия сервиса на железных дорогах. Разговор об обеспечении пассажирских перевозок в летний период 2021 года зашёл в июне за "круглым столом", на который приглашали чиновников, предпринимателей и перевозчиков.
Дело в том, что работники турагентств прокатились на поезде до озера Алаколь и были не в восторге от предоставленного обслуживания. С их слов, пережитое во время поездки к знаменитому озеру (прошу прощения за тавтологию) они были не в состоянии передать словами. Изношенные вагоны, отсутствие кондиционеров.
"Нельзя сказать, что они (вагоны. — Ред.) грязные, они просто не подлежат восстановлению, их давно нужно списать", — иронизировали сквозь слезы участники путешествия к озеру с чудодейственной водой.
И вновь шла речь об окнах, которые при всем желании невозможно открыть, в результате людям в вагоне нечем было дышать. В других вагонах, наоборот, форточки не закрываются, поэтому те, кто спал на верхних полках, все простудились. При этом, когда их обгоняли другие поезда или шли встречные составы, в окна залетали камни и щепки.
Можно, впрочем, выбрать "Тальго" — современный и комфортабельный. Однако и здесь отзывы разнятся. Конечно, вагон уютный, внутри как импортная игрушка, человек, впервые попавший сюда, будет приятно удивлен. Но коридор довольно узкий, купе тоже малогабаритное. "Мне кажется, эти вагоны не для дальних маршрутов, в купе еще один большой минус — совсем нет места для багажа", пишут пассажиры.
В надежде на развитие
Со смягчением карантинных правил востребованность в пассажирских железнодорожных перевозках в стране резко возросла. Уже в начале января пресс-служба АО "КТЖ" сообщила, что операторы запускают дополнительные поезда из-за повышенного спроса на перевозки. При это, "населенность пассажирских вагонов" составляла свыше 90%.
Готовится национальный перевозчик и к лету. В конце апреля стало известно, что на летний период в направлении озера Алаколь запустят два пассажирских поезда "Тальго". Из Алматы состав с туристами будет курсировать с 15 июня по 31 августа по понедельникам, средам и пятницам. Из столицы же поезда с отдыхающими будут ходить с 16 июня по 28 августа два раза в неделю.
У многих в душе теплится надежда, что в этот раз их отдых не будет испорчен. Вот и в стратегии развития АО "Пассажирские перевозки" железнодорожники провозглашают, что их миссия — удовлетворение возрастающей потребности населения в безопасных, доступных и качественных железнодорожных пассажирских перевозках. Среди основных направлений развития, помимо повышения условий сервиса, планируется обновление подвижного состава и снижение уровня износа составов, который в 2011 году составлял 71%, до 40% к 2020 году. К сожалению, про год текущий там ничего не говорится. Ну, не беда, лето покажет.
Фото Марио Хеллера, marioheller.ch
Самое читаемое
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Путин сделал заявление по Украине
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?
- Землю почти на 1 млрд тенге вернули государству в СКО