Как работает проект "Ақмола – адалдық алаңы" в Акмолинской области
Основная миссия проекта - искоренение бытовой коррупции и создание благоприятных условий для граждан.
В Акмолинской области проект "Ақмола – адалдық алаңы" запущен в декабре прошлого года. Каковы первые итоги, с какими вопросами обращаются граждане, и как работа проектного офиса меняет менталитет населения? Об этом и другом в интервью корреспонденту BNews.kz рассказал заместитель руководителя региона, куратор проекта Канат Идрисов.
- Канат Муратович, по всей республике, в том числе и в Акмолинской области реализуется проект "Адалдық алаңы". В чем его особенность?
- В соответствии с поручением Елбасы Нурсултана Назарбаева, озвученного в Послании народу Казахстана "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни", в стране реализуется проект "Адалдық алаңы "или "Регионы, свободные от коррупции ". Основная миссия - искоренение бытовой коррупции и создание благоприятных условий для граждан. В области проект запущен в декабре прошлого года.
- Какие основные направления деятельности проекта можно выделить?
- Они затрагивают все социально значимые сферы: образование, здравоохранение, социальная защита населения, архитектура, градостроительство и земельные отношения, а также деятельность органов судебных, правоохранительных и госдоходов.
- Кто вовлечен в процесс исполнение проекта?
- Учитывая лучшие мировые и отечественные практики, проектный офис строит свою работу на принципах открытости, прозрачности и добропорядочности и на основе проектного менеджмента. В тесном взаимодействии со всеми субъектами противодействия коррупции и общественностью. В настоящее время непосредственно в проектном офисе заняты 13 человек.
Руководителем проектного офиса является представитель неправительственного сектора, ОО "KazakhstanInnovations" Самира Тайтенова. Сотрудники проекта – люди с разных сфер.
- Как строится работа проектного офиса?
- В целом, менеджмент офиса соответствует требованиям проектного управления и строится по принципу "один сотрудник – одно направление". У нас есть 12 проектных групп по каждому из направлений и экспертный совет. В нём в общей сложности задействованы более 60-ти представителей общественности. Плюс во всех районах и городах - лекторские группы, специальные мониторинговые группы. В 4-х вузах и 33-х колледжах действуют клубы "Саналы ұрпақ", во всех школах - клубы "Адал ұрпақ", есть ответственные люди из госслужащих.
В целом на сегодня проект "Ақмола – адалдықалаңы" является центром антикоррупционного движения.
- Как простые граждане участвуют в проекте?
- Любой гражданин имеет возможность обратиться в проектный офис и высказать свое пожелание, мнение, жалобу, предложения касательно вопроса противодействия бытовой коррупции, вопросам оказания госуслуг, общественного контроля. Все поступившие отзывы граждан учитываются при планировании деятельности проекта.
Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить членов специальной мониторинговой и экспертной групп, в частности руководителя ОО "Наше право" - Владислава Шуль, президента ОО "Белый блогер" Ерлаза Жайыкбаева, журналиста Нину Митчинову, а также всех членов клубов "Саналы ұрпақ" и "Адал ұрпақ", проектных групп за активную гражданскую позицию и участие в проекте.
Немаловажную роль играет работа по анализу и изучению мнения населения о проблеме бытовой коррупции в области.
Через соцсети Facebook и Instagram, спецплатформ для социологических исследований какsurveymonkey.comпроводятся анкетирования, экспресс-опросы по каждому из направлений деятельности проекта.
Также во время сессий проводятся анкетирования среди студентов, по итогам которых в адрес вузов и колледжей вносятся рекомендации - по принятию мер, направленных на превенцию коррупции и соблюдение принципов академической честности.
В настоящее время при содействии Региональной Палаты предпринимателей проводится анкетирование среди бизнесменов по вопросам бытовой коррупции.
- По каким вопросам чаще всего обращаются в проектный офис?
- Это, в основном,социальные вопросы социального характера - образование, здравоохранение, жильё, предоставление льгот. Проектным офисом проводятся онлайн-приёмы граждан посредствам страницы департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции в социальной сети Instagram.
На сегодня состоялись онлайн-приёмы граждан по вопросам в сферах ЖКХ, строительства, архитектуры и здравоохранения. Ответы даны на порядка 150-ти обращений акмолинцев. К слову, 31 мая т.г. аналогичный приём состоится по вопросам бытовой коррупции и оказания услуг в сфере образования.
- Какие основные методы борьбы с бытовой коррупцией применяете?
- Трансформация сознания граждан, воспитание стойкой антикоррупционной культуры. Максимальное исключение прямых контактов должностных лиц с услугополучателями. Считаю возможным искоренить бытовую коррупцию через цифровизацию госуслуг, в этом направлении проводится значительная работа. Цель - в 2020 году перевести в электронный формат 90% госуслуг.
- В госорганах, учреждениях образования и здравоохранения открываются "Магазины честности". Расскажите, пожалуйста, какая их основная цель?
- На сегодня в области открыты 275таких магазинов - честности,в школах, вузах, колледжах, госучреждениях, на предприятиях. Нетерпимость к коррупции – категория нравственная, и прививать её нужно с детства.
- Ещё одна интересная инициатива - трансформация госорганов по принципу "Open Space". Какая её основная идея, и как она "прижилась" в Акмолинской области?
- Речь идёт отрансформации и оптимизации площадей госучреждений, а также переводе кабинетов первых руководителей на первые этажи зданий. Ожидается, что данные меры обеспечат доступность, прозрачность и открытость госорганов и служащих, а также помогут сэкономить бюджетные средства - за счёт оптимизации площадей и расходов на их совержание либо аренду.
Сегодня ряд районов, городов области уже начали работу по трансформации помещений. К примеру, сотрудники акимата Целиноградского района, облуправления туризма работают в кабинетах со стеклянными стенами, сельский акимат села Красный Яр перешёл в формат сервисного открытого акимата, центры занятости по всей области также открыты и предоставляют услуги населению в безбарьерной среде.
- Как можно связаться с проектным офисом в Кокшетау?
- Проектный офис "Ақмола – адалдық алаңы" находится по улице Сатпаева, 1, кабинет 108. Также можно обратиться в соцсетях Фейсбук и Инстаграм. Вместе с тем, для удобства граждан и рассмотрения их жалоб в кратчайшие сроки действует Карта общественного контроля. Доступ к ней – через call-центр, популярные мессенджеры (WhatsApp, Telegram) по номеру 8705-597-51-74. Данная карта обеспечивает оперативность в предоставлении ответов по поступившим вопросам, не требующих официального обращения. При этом у граждан есть возможность прикреплять к обращению аудио-, фото- и видеоматериалы. Такие обращения рассматриваются в течение 3-5 дней.
За 5 месяцев 2019 года их обработано уже порядка 140. В основном, граждане обращаются по жилищным, земельным вопросам, трудоустройства, получения АСП, поступления на госслужбу, создания условий для граждан в таких сферах, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Путин сделал заявление по Украине
- Пациент в машине "скорой" зарезал фельдшера по дороге в больницу
- Конфликт в торговом центре: двое мужчин устроили поножовщину и стрельбу
- Токаев дал ряд поручений в связи с эскалацией ситуации вокруг Украины