В опубликованном мировом рейтинге национальных брендов 2019 года Казахстан поднялся на 7 позиций и занял 44-е место, передает BaigeNews.kz со ссылкой на Brand Finance Nation Brands 100.
Рейтинг 100 национальных брендов (Brand Finance Nation Brands 100) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю стоимости национальных брендов по версии британской консалтинговой компании Brand Finance. Исследование проводится в сотрудничестве с международными организациями — Институт менеджмента (Institute of Management Development) и Всемирный экономический форум (World Economic Forum). По итогам сравнительного исследования каждой стране присваивается рейтинг от AAA (очень сильный национальный бренд) до DDD (отсутствие национального бренда). Эти буквенные категории составляют Индекс бренда.
В рейтинге проводится анализ 100 стран мира. Самыми дорогими в мире остались бренды США, Китая и Германии. Стоимость бренда США составила 27,8 трлн долл. США, Китая — 19,5 трлн долл. США, Германии — 4,9 трлн долл. США. Замыкают ТОП-5 стран с самым дорогим брендом Япония (4,5 трлн долл. США) и Великобритания (3,9 трлн долл. США). Также в 10-ку вошли Франция, Индия, Канада, Южная Корея и Италия.
Казахстан поднялся на 7 позиций и занял 44-е место (в 2018-м — 51-е место), расположившись между Новой Зеландией (45-е место) и Ираном (43-е место). При этом стоит отметить, что стоимость бренда Казахстана больше, чем у некоторых европейских стран (к примеру, Португалии, Румынии, Венгрии, Словакии и других).
Среди стран ЕАЭС в рейтинг вошла только Россия, заняв 14-е место (в 2018-м — 18-е место).
Стоит отметить, что в рейтинге 2019 года Казахстан вошёл в ТОП-10 стран по росту стоимости национального бренда. Стоимость увеличилась на 41,9%, что является 8-м показателем среди всех стран, вошедших в рейтинг.
Больше всего стоимость бренда увеличилась у Ганы: сразу +67,1% за год. В ТОП-5 стран по росту стоимости также вошли Уганда (+55,7%), Парагвай (+55,4%), Бангладеш (+53,8%) и Египет (+50,1%).
Авторы исследования считают, что состояние бренда страны влияет как на её репутацию, самоидентификацию и представление о своём настоящем и будущем, так и оказывает непосредственное влияние на благосостояние государства и его способность конкурировать и развиваться в мировой экономике.
Рейтинг и методология глобального исследования оценки национальных брендов разработаны на основе метода освобождения от роялти (Royalty Relief Method), широко используемого для оценки коммерческих брендов. Основой метода является предположение о том, что если бы компания (в данном случае — страна) использовала бренд по договору лицензии, то она должна была бы выплачивать владельцу лицензии некоторый процент — роялти. Поскольку оцениваемый бренд является собственностью компании (страны), то роялти капитализирует сама компания (страна). Сумма дисконтированных потенциальных роялти является оценкой стоимости бренда. Значение роялти рассчитывается на основе секторов экономики исследуемых стран в соотношении с прогнозом экономического роста в течение следующих пяти лет и учётом возможных рисков. Полученный результат представляет собой количественный показатель вклада национального бренда в экономику.
В процессе анализа стран-брендов Brand Finance использует комбинацию из данных государственной статистики и результатов исследований, осуществляемых на регулярной основе международными институтами.
Подробное описание методологии формирования рейтинга национальных брендов приводится в ежегодном докладе Brand Finance по результатам очередного сравнительного исследования.
При расчете рейтинга национальных брендов учитывается их стоимость в денежном выражении, устойчивость и потенциал развития бренда, экономические, демографические и политические факторы, включая инвестиционные показатели, туристическую привлекательность, динамику экономического роста исследуемых стран, производство, потребление и экспорт национальных товаров и услуг, человеческий капитал и другие параметры, объединённые в четырёх основных сегментах.