В ходе встречи министру задали вопрос о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Казахстанка также спросила о качестве специальных социальных услуг в государственных психоневрологических интернатах.
«Будет ли рассмотрен вопрос с дифференцированными выплатами пособий по инвалидности в зависимости от тяжести заболевания? Дети - инвалиды с более легкими недугами ведут активный образ жизни, посещают детсады, школы, в то время как родители детей с тяжелыми заболеваниями должны быть заняты уходом за детьми, нести затраты на реабилитацию, покупать дорогостоящие лекарства. Они не имеют возможности работать», - спросила Люция Саутова.
В ответе Тамара Дуйсенова отметила, что в 2005 году по инициативе министерства были изменены правила для детей-инвалидов.
«Если помните, до 2005 года инвалидность получали до 18 лет. С 2005 года мы изменили (правила - ред.), до 16 лет оставили статус ребенка-инвалида. А с 16 до 18 лет стали давать группы инвалидности как взрослым. Почему мы оставили до 16 лет статус ребенок-инвалид? Детский организм сильно отличается от взрослого. Любое сопутствующее заболевание молниеносно может проходить. Эти дети требуют оказания комплексной помощи, как общие, так и специализированные услуги. Этот статус дает расширенный пакет как медицинской, так и социальной помощи по сравнению со взрослыми, которые получают специализированный пакет в соответствии с группами инвалидности. В мировой практике используется этот статус», - пояснила министр.
Глава ведомства также подчеркнула, что полностью вся медицинская, социальная помощь, включая реабилитационные услуги для детей предоставляются бесплатно.
«Нам нужно понять, в каких случаях и по каким услугам она стала оплачивать эти услуги. Мы этот вопрос проконтролируем и окажем помощь по получению услуг. Есть и вопрос о некачественном оказании услуг в медико-социальных учреждениях. Мы не можем сказать, что везде сидят компетентные социальные работники, что они могут оказать полный объем услуг. В этой части мы проведем личный прием с ней и определим, какие услуги ей будут необходимы», - уточнила Т.Дуйсенова.
Вместе с тем, министр сообщила, что до 2009 года услуги оказывались только в государственных домах-интернатах, где находилось от 100 до 600 детей. В этих условиях оказывалась больше поддерживающая терапия.
«Сейчас мы говорим, что нужен индивидуальных подход к каждому в зависимости от степени его недуга или вида трудной жизненной ситуации, в которой он находится. Поэтому сейчас стали привлекать неправительственные организации, пошла конкуренция. Они оказывают сейчас услуги более 6000 детей. Наши социальные работники начали переобучаться, мы организовываем для них специальные курсы переподготовки. Мы учим их, как оказывать комплексные услуги», - заключила министр.