Кто похвалит меня лучше всех, или Как работают черные схемы тендеров PR
Каким образом побеждают угодные фирмы, в чем упущение пресс-служб и почему на нормальный PR не нужны миллионы?
Акимат Нур-Султана в последнее время стал очень популярен. И это не дивиденды, полученные от проплаченной ведомством рекламы. Это отголоски самого факта таких затрат и реакция общественности. Кстати, подобная проблема не только у акима Нур-Султана. Не так давно на подобном тендере засветился и акимат Алматы.
Редакция BaigeNews.kz решила поговорить с экспертом, который довольно давно работает в сфере PR, сам не раз сотрудничал с госсектором и о государственных тендерах на оказание подобного рода услуг знает не мало. Наш собеседник раскрыл подробности этой кухни, но пожелал, чтобы мы не называли его имени. Аудиозапись разговора у нас есть.
Оговоримся сразу: мы не утверждаем, что нижеприведенная схема действовала в тендерах акиматов двух упомянутых городов. Как говорится, все совпадения случайны...
Как победить нужной компании?
Здесь работа ведется довольно слаженно. Вместе работают сама компания и представитель госсектора. Компания на каждого своего сотрудника открывает ТОО. И когда акиматы или другие госорганы выходят на тендеры, все сотрудники скопом участвуют в конкурсе. Схема такая: основная компания и 10 подручных компаний. Неважно, какая из них заберет лот - все равно работу будет делать основная компания.
Сочный тендер в определенное время
Компании заранее договариваются с тем человеком, который публикует лот. Если быть внимательным, то можно заметить: есть лоты, которые публикуют в пятницу в 19.00, такие лоты в понедельник в 10.00 уже закрываются. Есть лоты, которые в 9.00 публикуются, а в 20.00 того же дня уже закрываются. Зачастую такие лоты забирает определенная компания, которая предварительно собрала документы и ждет открытия лота. Это одна из нелегальных схем – как заработать в эпоху кризиса. Несколько раз было так: ребята мне показывают лот в воскресенье, только увидели, а завершение приема заявок – понедельник 10 утра. И как человеку в выходной подготовить пакет документов?
Белый и черный PR
Проблема Интернета в том, что там нет обменной монеты. Ты не знаешь, сколько это стоит. Один говорит: комментарий стоит 50 тенге, другой – 50 000. И ты не знаешь, чья правда, потому что в Интернете никто не может оценить стоимость работы. Единственный момент, который можно оценить, это привлечение трафика.
Но там тоже есть два варианта: белый трафик – органический (живой человек, увидел рекламу и перешел) и черный трафик – есть устройство, которое автоматически заходит на твой сайт и при этом берет меньше цента за переход. Проще так сделать: поставил пять компьютеров, программа быстро атаковала твой сайт, посетителей накрутила, KPI выполнила и, получается, ты выиграл лот на 20 миллионов тенге, а фактически потратил 100 000 тенге. И у тебя 19 900 000 тенге остаются чистыми.
Но остальное все не может быть просчитано. Нельзя посчитать смету PR, это субъективно и зависит от PR-специалиста. Нет общепринятого прайса. Из-за этого и происходят такие схемы.
Нурботы: о чем не знает заказчик и что не так делают пресс-секретари
Года три назад появилось понятие нурботов, которые пишут хвалебные комментарии. И много сливов было. Заказчик отправлял задание исполнителю: надо опубликовать текст. А исполнители копировали текст сообщения вместе с комментариями заказчика, это было видно. Есть еще программы, генерирующие ботов. При этом, юридически все чисто: комментарий был оставлен? Был. А как он оставлен – ботом или живым человеком - это никого не волнует. Заказчик может даже и не знать, как поставщик сделал свою работу.
Заказчик просто говорит: я хочу, чтобы меня в соцсетях хвалили. Задача ясна. На это понадобится 65 миллионов тенге. Исполнитель идет в ведомство и заключает договор. Далее компания-поставщик это все проводит, делает, закрывает акты. Руководитель видит, что скриншоты есть, в соцсетях его хвалили, задание выполнено. На этом история заканчивается.
И здесь большое упущение пресс-секретарей. Закон не запрещает тратить деньги на PR, тут больше вопрос в профессионализме пиарщиков. Проблема пресс-служб в том, что они идут на поводу и стараются купить комментарии. Не всегда можно купить хороший PR. Ситуация с некоторыми руководителями как раз и связана с упущениями их пресс-служб. Сейчас это выглядит так, будто они самолюбованием занимаются. Страницы некоторых госорганов усыпаны сочными картинками, на которых руководитель выглядит круто.
На самом деле, зачастую на PR не нужно тратить миллионы и миллиарды тенге, чтобы в комментариях хвалили руководителя. Восприятие этого чиновника общественностью зависит от того, как часто, полно и в каком ракурсе будут давать информацию пресс-службы. Самая большая одна ошибка пресс-секретарей признание проблемы только после того, как ее озвучит общество (в идеале нужно делать это первыми). А в иных случаях они и этого не делают, до последнего пытаются "сохранить лицо", стараются напрямую не отвечать на поставленный вопрос либо уходить от ответа.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Пациент в машине "скорой" зарезал фельдшера по дороге в больницу
- В КТЖ объявили о снижении цен на железнодорожные билеты
- Глава КНДР предрёк начало самой разрушительной термоядерной войны
- Глава МИД Германии объявила о разводе после 17 лет брака