"Мой ребенок - не изгой". Как проходит обучение "особенных" детей в обычной школе
"Было очень много недопонимания со стороны родителей обычных детей"
У ребенка Ирины Скоробогатовой расстройство аутистического спектра. Как правило, дети-аутисты бывают не усидчивы, не воспринимают окружающих и сложно поддаются обучению. По словам Ирины, после того, как в Казахстане внедрили инклюзивное образование, ее ребенку удалось попасть в нулевой класс. Причем для них была разработала специальная программа обучения.
Как рассказала Ирина, в школе для них оборудовали кабинет коррекции – там специальные парты, пособия, также есть разгрузочный уголок, где ребенок может отдохнуть и расслабиться. При этом рядом с ребенком все время находится тьютор. Также Ирина вспоминает, что во время первой встречи в классе с обычными детьми они столкнулись с негодованием со стороны родителей и ребят."Для нас инклюзивное образование оказалось лучиком света на темном небе. Для нас, родителей, это такое счастье, что есть такое образование для наших детей. Это действительно спасение – дать нашим детям шанс войти в новую жизнь", - поделилась Ирина Скоробогатова.
Изменения в состоянии ребенка Ирина заметила уже спустя год обучения в школе."Когда мы привели своего ребенка, тогда было очень много недопонимания со стороны родителей, детей. Потому что выглядят наши дети, как обычные дети, но они являются особенными. Дети обычные не были готовы к тому, что они могут встретиться с такими ребятишками. Они напоминают очень избалованных детей, могут быть постоянные истерики на фоне отказа – то есть то, что не характерно норматипичным детям. Наш преподаватель стала объяснять так: "Вы поймите, когда у мамы голова болит, вы же не шумите. Вот и у этого ребенка тоже может начать болеть голова, когда вы шумите, он начинает раздражаться, расстраиваться". И дети это воспринимали эту информацию и начала тянуться, помогать, спокойнее реагировать. И родители тоже. Мы со всеми нашли общий язык. Если дети начинали отрицательно относиться, то с ними проводилась беседа, либо пересаживались, менялись местами", - рассказала женщина.
При этом она подчеркнула, что дистанционное обучение, с которым столкнулись современные дети из-за пандемии коронавируса, далось ребенку-аутисту очень тяжело."Когда мы закончили первый класс, у нас ребенок изменился. Он стал усидчивее, стал больше понимать, стал ближе к обычным детям. Если раньше, когда мы его заводили в помещение, он не понимал, что от него что-то требуют. Сейчас он выполняет требования учителя и других детей. Потому что он на них смотрит, равняется и пытается им подражать. Он с удовольствием идет в школу. То есть социально уже адаптирован. Сейчас он пишет, читает, выполняет домашнее задание, требования учителя", - вспомнила Ирина Скоробогатова.
"Дистанционка проходила у нас очень тяжело. Ребенок принимает гаджет, как игрушку. Ребенок аутист не сосредоточен, ему тяжело в реале воспринимать, а в гаджете просто нереально тяжело. Но мы справлялись. У нас был дополнительно репетитор. Потому что если чуть-чуть занятие прекращается, то ребенок расслабляется и уходит", - отметила Ирина Скоробогатова.
Также Ирина Скоробогатова рассказала, что до школы ребенок посещал детский сад, подготовительные курсы перед школой, профильных специалистов, но ничего не давало результатов.
В общеобразовательных школах дети с особенностями в развитии учатся по обычной школьной программе. Всю работу координируют специальные методисты."Мой ребенок не является в этом классе изгоем, как это было в садике, или еще где-то. Было очень тяжело, мы прошли 40 кругов ада, прежде чем попали сюда. Я очень благодарна педагогам", - подчеркнула женщина.
"Он такой же человек"
Учитель физической культуры в школе Петропавловска Александр Янгубиев впервые столкнулся с работой с ребенком-аутистом несколько лет назад. По его словам, главным было объединить ребят и сдружить их.
"Дети относились к нему не совсем с должным понимаем. Они могли посмеиваться над ним на уроке. У ребенка аутизм, он не всегда все понимал. Моей задачей было упростить физические упражнения, то есть чтобы он работал не по обычной программе, а начинал работать с легких упражнений, не то, что проходили дети. Им нужно развиваться, нужно видеть, как работают другие дети. Потихоньку я начинал его внедрять. Я уделял ему огромное внимание, а дети наблюдали за мной, и они начинали активно помогать ему. Поэтому можно сказать, что на уроке физической культуры я их сдружил", - поделился Александр Янгубиев.
Также педагог рассказал, что подход к "особенному" ребенку требовалось найти и ему.
"Я показывал ему различные упражнения, и начал замечать, что ребенку это интересно. Он втягивался. Таким образом я нашел с ним контакт. Где-то, конечно, приходилось быть с ним жестче, потому что это своеобразный ребенок, может соглашаться, а на деле недопонимать. Ему приходилось тщательно объяснять, показывать. Например, все дети выполняли отжимания. "Особенному" ребенку я мог снизить повторения, упростить или заменить упражнения. У него ручки были слабые, поэтому я давать делать более облегченные упражнения. Если бы я ему дал больше нагрузки, у него мог бы пропасть интерес", - отметил учитель.
Сейчас мальчик уже работает в общей группе. Как пояснил педагог, очень важно не отделять таких детей от коллектива.
"Я считаю, что, во первых, нужно создать благоприятную обстановку, чтобы она была спокойная. Нужно дать детям понять, что он ничем не хуже их, если у него и есть отклонения, он такой же человек", - сказал Янгубиев.
"Наши дети такие прогрессивные"
Присутствие ребенка с особенными образовательными потребностями в обычной школе вначале вызывает негодование среди остальных родителей. Многие считают, что в таком формате обучения внимание учителя будет направлено только на особенного ребенка, а успеваемость остальных может ухудшиться. Однако практика показала обратное.По мнению мамы одного из школьников Натальи Чмир, "особенный" ребенок никак не повлиял на уровень знаний ее чада. Она отметила, что и ее ребенок достаточно спокойно воспринял "необычного" одноклассника и даже подружился с ним. Однако о приходе ребенка-аутиста в класс ни родителей, ни детей не предупреждали.
"Я насторожилась, не скажу, что расстроилась. Потом как дети начали учиться не скажу, что появилась какая-то разница в процессе обучения. Мой ребенок достаточно спокойно к этому отнесся. Он заметил, что есть мальчики, которые сидят с еще одним учителем. Например, с одним из мальчиков он даже подружился, говорит, что это его друг, у них общие интересы. Негативных отзывов или страха я от ребенка не слышала. Я даже удивилась, что наши дети такие прогрессивные", - поделилась женщина.
Сейчас дети стараются помочь "необычным" сверстникам при выполнении домашнего задания, общаются с ними на переменах. Основную роль в этой работе занимает тьютор.
"Работа тьютора заключается в том, чтобы не только сопроводить такого ученика, присматривать за ним, а помочь в освоении школьной программы, корректировать поведение таких ребятишек. Работаем мы ABA-терапии. Когда к нам приходит ученик, мы его тестируем. Результаты теста мы отправляем нашему куратору. А она уже составляет индивидуальную программу", - рассказала тьютор Евгения Картавцева.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Путин сделал заявление по Украине
- Пациент в машине "скорой" зарезал фельдшера по дороге в больницу
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат
- Конфликт в торговом центре: двое мужчин устроили поножовщину и стрельбу