В лабиринтах истории: фоторепортаж из Национального музея Казахстана

Реконструкция "Золотого человека", реставрация фронтового письма и шумная научная библиотека — один день в главном музее страны.

11 Декабря 2020, 08:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
коллаж BaigeNews.kz 11 Декабря 2020, 08:00
11 Декабря 2020, 08:00
67793
Фото: коллаж BaigeNews.kz

В рамках серии материалов, посвященных 30-летию независимости Казахстана, наше агентство продолжает публиковать фоторепортажи из государственных учреждений, музеев, театров и исследовательских центров, которые занимают важное место в новейшей истории страны.

На этот раз корреспондент BaigeNews.kz побывал в Национальном музее Казахстана, где прошелся по экспозиционным залам, заглянул в научную библиотеку, и немного понаблюдал за тем, как проходит реставрация музейных экспонатов.

Национальный музей РК был открыт в столице 2 июля 2014 года. Общая площадь музея составляет 74 тысячи м кв. Здание состоит из "семи блоков с переменной этажностью до девятого этажа и одиннадцати залов с общей сложностью более 14000 м кв", сообщается на сайте музея.

Он известен как крупнейший музей в Центральной Азии и ощущается это физически. Сотрудники музея сказали, что проведут нам короткую экскурсию, но даже и она заняла без малого три часа. Под конец устаешь не только от ходьбы по залам музея, которые плавно перетекают из одного в другой, отчего появляется ощущения лабиринта, но и от количества информации, которую хочется всю запомнить, но не так-то это и просто. Поэтому, конечно, в Национальный музей надо ходить не один раз, чтобы по достоинству оценить всю его коллекцию. В этом фоторепортаже мы покажем только небольшую часть того, что есть в музее, так что можно рассматривать это как "тизер", после которого лучше увидеть все вживую. Музей — это не только артефакты, музей — это еще и люди, которые в нем работают. Поэтому мы также покажем нескольких сотрудников музея, которые сопровождали нас во время репортажа.

Экспозиционные залы

Наш репортаж в музее мы начинаем с руководителем отдела экскурсионного обслуживания Национального музея Аягоз Султановой, которая провела нас по нескольким залам и рассказала про основные экспонаты музея.

У самого входа в залы, в так называемом атриуме, над посетителями возвышается двадцатиметровый золотой орел с золотым солнцем на голубом фоне — такая 3D версия казахстанского флага.

"Здесь же в атриуме висит триптих, нарисованный под руководством художника Ерболата Толебая. Первая часть называется "Казахское ханство", где изображены ханы Керей и Жанибек, которые были основоположниками Казахского ханства. Вторая часть — "Семь наставлений". Это период 18 века. Здесь хан Тауке собрал Толе, Казыбек и Айтеке биев для принятия нового свода законов казахов "Жеті Жарғы". В центре композиции триптиха — портрет первого президента Нурсултана Назарбаева, под названием "Ворота в XXI век". На воротах изображены основные достижения независимого Казахстана, такие как ядерное разоружение и строительство новой столицы", — так Аягоз Канатовна описывает самую первую картину, которую видят посетители.

Когда мы были в музее, проходила выставка, посвященная 125-летию Абая. Зашли мы и в этот небольшой, но любопытный зал.

Здесь можно было увидеть первый сборник стихов Абая, опубликованный в 1909 году в Санкт-Петербурге. Стихи написаны на казахском языке арабской вязью (такой алфавит использовался в Советском Союзе для казахского языка вплоть до 1929 года — прим. ред.). Здесь же были и другие экземпляры изданий поэта, выходившие в разное время.

Взгляд задержался и на фляжке самого Абая — внушительный сосуд, с национальными узорами. Так и представляешь, что именно с этой фляжкой Абай путешествовал по степи, и как она помогала ему утолять жажду в душные летние дни.

В зале древностей и средневековой истории представлены работы Оразака Исмагулова, первого антрополога Казахстана. Оразак Исмагулович занимается антропологической реставрацией черт лица людей, которые жили на территории Казахстана от эпохи каменного века до Тюркского каганата. Он утверждал, что эти люди в основном имели индоевропейские черты лица. Все мы читали про это в учебниках истории Казахстана, здесь же в музее можно воочию увидеть как, по мнению антрополога, менялись эти лица в течении веков.

Дальше нам показывают находки знаменитого казахстанского археолога, доктора исторических наук, профессора Виктора Зайберта. Это северная часть Казахстана. Эпоха энеолита, 4-3 тысячи лет до н. э. Рядом с конскими костями были найдены конская сбруя, снаряжения. Виктор Федорович является автором одного из сенсационных археологических открытий ХХ века — Ботайской культуры. Сегодня в Северо-Казахстанском краеведческом музее хранится более двухсот тысяч артефактов, найденных в древнем поселении Ботай. За долгие годы упорного и кропотливого труда Виктор Зайберт не только доказал высокий уровень развития ботайцев, но и сделал сенсационное открытие: народ, кочевавший по территории Северного Казахстана шесть тысяч лет тому назад, одомашнил лошадь и успешно занимался её разведением. Это перевернуло существовавшую ранее теорию одомашнивания лошади.

"При изучении Ботайской культуры были сделаны важные открытия. Так было выяснено, что в то время впервые была одомашнена лошадь, что можно считать началом степной цивилизации. Носители Ботайской культуры выработали календарные циклы скотоводов в степи. Зимой они обитали в капитальных поселениях, а весной и летом организовывали хозяйственную миграцию на жайляу", — рассказывает экскурсовод.

Дальше видим реконструкцию жилища поселения Ботай, 4-3 тыс. до н. э., которая тоже является частью находок под руководством Виктора Зайберта. Более ста таких фундаментов были найдены в северной части Казахстана. Одна из самых больших из них достигала 120 м кв.

Ботайцы жили в полуземлянках — копали котлован круглой формы, около метра глубиной. В центре жилища располагался очаг, а вдоль стен, изнутри и снаружи находились многочисленные хозяйственные ямы. Жилище ботайцы делали без единого гвоздя, используя огромные бревна, которые как будто сплетены друг с другом. В таком доме тяжесть равномерно распределяется по всей конструкции и конструкция благодаря этому очень прочная.

На основе найденных фундаментов и была сделана такая реконструкция. Ученые предполагают, что это первые формы таких жилищ как юрта.

"Тобольский мыслитель" — это уникальный экспонат музея, который датируется эпохой бронзы и был сделан пять тысяч лет назад. Назвали ее так, потому что скульптура похожа на обнаженного человека, сидящего и думающего. Тобол — это река, на правом берегу которой неподалеку от города Костаная в 1976 году и был найден этот экспонат.

После этого нам показывают экспонаты, связанные с историей Шелкового пути, который, согласно китайским источникам, проходил по территории Казахстана во II-I веках до н. э. и вплоть до XVIII века. В связи с развитием Шелкового пути были и продавцы, торговцы, в том числе торговцы шелком, предметами быта. На нем проходили караваны, таким образом соединяя Восток и Запад. В связи с этим в то время на территории Казахстана были построены крупные торговые города.

"У нас представлены экспонаты из Ирана, Китая, Рима, Аравии. Эта экспозиция рассказывает нам про Шелковый путь. В связи с развитием Шелкового пути развивалось и гончарное производство, стеклоделие. То есть местные жители учились все это делать благодаря тому, что видели такие товары, приходящие по Шелковому пути", — поясняет Аягоз Султанова.

Есть в музее и реконструкция средневекового базара на одной из улиц города Туркестан, где воссоздана его атмосфера. Показано, какие продукты тогда продавались, представлено и жилище продавца, которое находится на этом же рынке, неподалеку от лавки с товарами. Все в этой экспозиции продумано до мелочей, и внимательный зритель может даже увидеть кошку, пробегающую на крыше, а также птиц, сидящих неподалеку. Свет здесь притушен, передается атмосфера прохладного вечера из далекого прошлого.

Следующий зал называется "Зал тюркской цивилизации". Он открылся в музее недавно. Здесь представлены монументы, посвященные тюркским каганам и воинам.

Культегин — это известный монумент, который находится недалеко от Улан-Батор, столицы Монголии. Это место охраняется, оно входит в список наследия ЮНЕСКО. В Казахстане имеется две копии, одна из них находится в Национальном музее, другая — в Евразийском национальном университете имени Гумилева. Посвящен монумент военному деятелю Тюркского каганата Культегину.

"В то время тюркские племена возводили такие стелы воинам, знаменитым людям. И здесь на орхоно-енисейской письменности сверху вниз на стеле написано имя Культегин и в стихотворной форме рассказывается про его военные походы", — рассказывает экскурсовод.

Поскольку у Тюркского каганата территория была большая — от Центральной Азии до Сибири — на другой стороне этого монумента есть также перевод текста на древнекитайский язык.

В Казахстане были найдены схожие памятники того же периода эпохи Тюркского каганата. Так в восточной части Казахстана есть местность Елике Сазы. Это было ритуальное захоронение, курган, где нашли такой памятник. Такие же памятники находят и в южной части Казахстана, их называют Балбалтас, с изваяниями людей, человека, держащего ритуальный сосуд. И часто находят памятники с письменностью, рисунками.

Перемещаемся в "Зал золота" — один из основных и самых знаменитых залов Национального музея. Здесь находятся уникальные находки, включая первого Золотого человека, а также золотые украшения, найденные в различных курганах. Это золото скифо и саков.

"Здесь вы можете увидеть реконструкцию процесса добычи золота шахтным способом. Это первое тысячелетие до н. э. После добытой руды, минералов, золотых жил, племена изготавливали различные золотые украшения, доспехи, которые они использовали во время обряда захоронения. Также здесь можно увидеть процесс изготовления золотых украшений", — описывает нам реконструкцию сотрудник музея.

Пожалуй, самой знаменитой находкой, представленной в Национальном музее, является первый "Золотой человек". Найден он был в 1969 году при раскопках кургана Иссык в 35 километрах от Алматы. Свыше четырех тысяч золотых найденных украшений принадлежали человеку в возрасте 18-25 лет, который был молодым правителем саков. Датируются украшения IV-III веками до н. э. Здесь мы можем увидеть реконструкцию одеяния и вооружения "Золотого человека", выполненную другим легендарным казахстанским археологом Кемалем Акишевым в 80-е годы прошлого столетия.

"Оригинальные украшения этого "Золотого человека" представлены в нашем зале золота в витринах, а часть их них находится в фонде музея", — уточняет Аягоз Султанова.

В том же захоронении была найдена чаша со скифской письменностью. Предположительно, это их самая первая письменность. Ученые до сих пор занимаются переводом этих надписей. Пока точный перевод неизвестен.

В "Зале золота" находится и модель кургана Берель. Здесь представлены костные останки, ткани лошадей и деревянный саркофаг. Есть и оригинальные экспонаты — срез от захоронения. Это останки лошадей, которые вместе с мужчиной и женщиной были захоронены вместе с украшениями и доспехами. Украшали не только людей, но и лошадей. Каждый экспонат имеет свой конкретный смысл по тенгрианскому древнетюркскому мировоззрению. Чем ближе животные находились к солнцу, тем ближе они были к богу, как, например, горные животные. Поэтому украшали лошадей в виде горных животных, отсюда и рога на их головах.

Дальше видим реконструкцию, где представлена женщина, которая была найдена недалеко от поселка Урджар на востоке Казахстана. Назвали ее Урджарская принцесса. По костным останкам удалось определить, что ее возраст был примерно 30-35 лет. Рядом с ней нашли различные травы, поэтому предположительно она была целительницей. Золотая корона и парик — все это сохранилось в оригинале и находится в фонде музея.

Также видим экспонат, который показывает нам Таксайскую принцессу. Эта находка была найдена в западном Казахстане. Более 5500 золотых украшений было найдено и все они принадлежали этой знатной женщине. Это находка VI-V веков до н. э. Было найдено бронзовое зеркало, ритуальные сосуды, предназначенные для косметических целей, а также деревянная расчёска, на которой видны сцены баталии между сарматами и персами.

Переходим в "Зал этнографии", где находятся экспонаты XVIII-XX веков. Здесь представлены ковры из южного Казахстана. Также здесь есть одежда для торжеств, таких как свадьба. Отдельные стенды посвящены серебряным украшениям казахов.

"У нас в экспозиции имеется кудагы жызу — это перстень свахи, который представляет из себя два больших соединенных кольца. Это было подарком и обозначал такой перстень соединение двух семей. Каждое украшение имело свой особый смысл. Многие серебряные украшения считались оберегом. Украшения, которые крепятся на волосы девушки, издавали звуки, и эти звуки считались своеобразной защитой", — поясняет скрытые смыслы украшений экскурсовод.

В "Зале традиционной казахской культуры" представлены экспонаты XIX-XX веков. Есть здесь и реконструкция юрты со всеми деталями быта казахов внутри этого жилища.

Научная библиотека музея

После экскурсии по экспозиционным залам мы направились в научную библиотеку музея, где вопреки представлению, что библиотека — это тихое место, было достаточно шумно. Когда мы вошли, там проходило мероприятие: за центральным столом заседало человек 10-15, да еще и по зуму было примерно столько же. Это проходило подведение итогов конкурса, пояснила нам директор библиотеки. На наш вопрос, не помешаем ли мы им, ответила, нет, наоборот, ведь библиотека — это живое пространство, здесь не должно быть тихо и безжизненно, и хорошо, если мы покажем такой рабочий процесс.

Руководитель сектора "Научная библиотека" Национального музея РК Дариш Толкын Мадельханкызы провела нас по библиотеке.

Можно сказать, что состоит научная библиотека из трех основных частей. Центральное место здесь занимает так называемый круглый стол, где проходят различные мероприятия музея. Проводят сотрудники музея и мероприятия для детей.

Также здесь, конечно, есть и книжные полки, где имеется специализированная литература по истории, археологии, культуре — иными словами всего того, что может быть полезно для исследований музейным сотрудникам и исследователям.

"До начала пандемии наш музей организовывал шествие "Золотого человека" по всему миру, благодаря этому мы побывали во многих музеях мира. В нашей библиотеке нам удалось накопить солидную коллекцию книг из тех музеев", — рассказывает Толкын Мадельханкызы и показывает эти красивые глянцевые альбомы на разных языках мира.

Еще одна часть библиотеки — это компьютерный зал, где во время нашего репортажа работали исследователи. Здесь можно найти также много уникальной информации, которой располагает музей. Например, есть здесь внушительный аудиоархив казахского музыкального искусства "Национальная мелодия, национальный звук", в котором можно услышать записи исполнителей прошлого.

Реставрационные мастерские

Последний пункт назначения у нас — реставрационные мастерские. Здесь уже была немного другая атмосфера. Тихая, сосредоточенная работа реставраторов требует размеренности. Мы побывали в двух мастерских, в каждой из них в достаточно просторных кабинетах сидел один реставратор в окружении кисточек, и прочих инструментов, склонившись над объектом своей работы.

В одной из таких мастерских мы застали за работой Нургуль Ашимбаеву. Нургуль Нурпеисовна является специалистом по бумаге, но официально ее должность звучит так — специалист высшего уровня, художник-реставратор высшей категории сектора консервации и реставрации живописи, графики, бумаги Национального музея РК.

На данный момент Нургуль Нурпеисовна работает над письмом, которое было написано во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Это так называемый солдатский фронтовой "треугольник" и был он отправлен в Акмолинск, на фотографии вы даже можете различить точный адрес и имя адресата. Бумага этого письма уже пожелтела, края осыпались, и работа реставратора заключается в том, чтобы сохранить этот экспонат получше, спасти его от разрушения.

В другой мастерской, в которую мы зашли, реставратор Куралай Тулегенова работала над реставрацией картины "Вечер" 1979 года. Куралай Оралбаевна — специалист высшего уровня, художник-реставратор 2-й категории сектора консервации и реставрации живописи, графики, бумаги Национального музея РК.

На холсте видны повреждения, которые были получены из-за того, что картину часто перемещали. В связи с этим появились дефекты, которые специалист назвала "утратами грунта и красочного слоя". Эта картина поступила в фонд Национального музея в 2015 году. Уже были удалены поверхностные загрязнения с лицевой и обратной стороны картины. И на данный момент происходит подведение тонировки в местах утраты.

"Реставратор ни в коем случае не должен ничего менять и добавлять. Наша цель — это максимально сохранить картину в том виде, в котором ее создал художник. Поэтому нам важно хорошо знать историю создания картины, какова была ее основная идея, и уже только после этого можно приступать к технической части работы над холстом", — делится особенностями своей работы Куралай Оралбаевна.

Фото Артема Чурсинова, BaigeNews.kz

Наверх