Названы регионы Казахстана с закрытыми бюджетами
<p>Регионом с наиболее высоким уровнем открытости бюджета остается Восточно-Казахстанская область, которая получила 73 балла из 100.</p>
Результаты проведенного исследования «Индекс открытости местных бюджетов» показали, что Алматы, получив 32 балла, улучшил свою позицию в 2017 году на 10 баллов. Однако, несмотря на положительную динамику, показатель находится на минимальном уровне, передает корреспондент BNews.kz.
Исследование провела Национальная бюджетная сеть Казахстана. Индекс открытости местных бюджетов представляет собой своего рода инструмент измерения уровня прозрачности бюджетных процессов области, города республиканского значения и столицы, которые имеют собственный бюджет. Методологию исследования разработало Международное бюджетное партнерство. Индекс открытости бюджета составляется один раз в два года.
Проведенное в 2017 году исследование определило индекс во всех 16 административно-территориальных единиц РК, в которые входят 14 областей, а также города Астана и Алматы. Показатель индекса открытости местных бюджетов для Алматы составил 32 балла из 100 возможных, что ниже, чем средний балл (40).
«В Алматы по итогам получено 32 балла в этом году, что больше на 10 баллов при исследовании в 2015 году. Это означает, что органы власти города предоставляют минимальную бюджетную информацию и демонстрируют минимальную открытость и полноту бюджетных документов. Если говорить об основных критериях, то более менее существенное повышение произошло по пункту полнота и открытость бюджетной документации. Это говорит о том, что местные органы власти готовы освещать бюджетную информацию, но не в достаточном объеме. Это уровень ниже среднего», - отметила директор ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ» Асель Крыкбаева.
Получив 32 балла в 2017 году, Алматы улучшил показатель в сравнении с Индексом открытости местного бюджета 2015 года и поднялся в рейтинге на три пункта, заняв 12 место, тогда как при предыдущем исследовании был на предпоследнем – 15-м месте с результатом 22 балла.
Открытость бюджета Алматы оценивалась по таким параметрам, как открытость процесса: планирования и разработки проекта бюджета (15 баллов), рассмотрения и утверждения бюджета (36 баллов), исполнения бюджета (46 баллов), открытость и доступность годового отчета об исполнении бюджета (30 баллов).
Полученные данные показывают, что местные органы предоставляют общественности минимальную информацию в открытом доступе о бюджете и финансовой деятельности региональных властей. Так, наиболее низкую открытость демонстрирует местный маслихат, считает Асель Крыкбаева.
«Несмотря на то, что маслихаты являются представительными органами власти, они практически демонстрируют очень низкую открытость. Если в 2015 году было 0 баллов открытости, то сейчас 8 баллов - это очень мало из 100 возможных. Органы маслихата не размещают свои протоколы, практически никакой бюджетной информации, отчеты об исполнении бюджета (…) Ни на сайтах, в газетах очень короткие заметки. Это влечет за собой недоверие населения», - отмечает Асель Крыкбаева.
Приводя статистику других государственных органов, она сообщил, что наибольшую динамику роста демонстрирует акимат, который более охотно идет на контакт с общественностью, предоставляя информацию и создавая механизмы для обсуждения.
«Мы добились того, чтобы они постарались разместить как можно больше бюджетной информации, которая необходима гражданам. Здесь я бы хотел поблагодарить пресс-службу акимата, которая в основном это осуществляла. В результате, в сентябре уже были размещены все проекты бюджетов. Сейчас там уже 5 или 6 версий городского бюджета. Гражданский бюджет разместили, также отчет об исполнении 2016 года. Бюджет на 2017 год на всех сайтах районных акиматов и на всех сайтах управлений. Динамика положительная. Я думаю, что со временем показатели мы будем улучшать и достигнем ВКО», - отметил член общественного совета Алматы Марат Шибутов.
Подобная ситуация с низкой открытостью бюджета происходит по двум причинам: недостаточная заинтересованность самих граждан и слабая информационная политика в СМИ, считает он.
В свою очередь, специалисты выработали ряд рекомендаций как для акимата, так и для маслихата. В их числе: разработать и опубликовать популярную версию прогноза социально-экономического развития, публиковать информацию по общественным слушаниям, бюджетным инициативам депутатов, а также работе комиссий маслихата по бюджетному процессу. В ближайшее время результаты исследования и рекомендации будут приставлены местным исполнительным органам.
Самое читаемое