Безналичные расчеты в Казахстане: перспективы и возможности

30 Сентября 2020, 17:20
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
thesocialmediamonthly.com 30 Сентября 2020, 17:20
30 Сентября 2020, 17:20
8238
Фото: thesocialmediamonthly.com

Сегодня представить свою жизнь без обычной платежной карты уже сложно. Даже пенсионерам. За исключением тех, кому поход в отделение банка и общение – потребность. Как развивается "безналичная" экономика, и какие инновационные перемены ждут общество в этом секторе, разбирался корреспондент BaigeNews.kz.

Карточка место кошелька

Оборот безналичного расчета в стране ежегодно увеличивается. Так по данным агентства Ranking, за январь–июнь 2020 года оборот по платежным картам казахстанских и иностранных эмитентов в стране составил 24,3 триллиона тенге, что на 64,9 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот период было обналичено девять триллионов тенге, это на 0,3 процента больше, чем год назад. Традиционно лидируют Алматы, Шымкент, Туркенстанская область и столица. Один из основных факторов роста – нынешняя пандемия. Впрочем, прогресс не остановить – пять лет назад данный показатель составлял всего 234,3 миллиарда тенге.

Развитие безналичных платежей напрямую зависит от проникновения цифровых технологий в различные сферы жизни. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК оценило работу по цифровизации. Первое место в рейтинге "умный "город занял Нур-Султан, на втором месте оказался Алматы, а замыкает тройку цифровых лидеров страны — Уральск. Актау – на 17, последнем месте рейтинга.

По итогам прошлого года на внутреннем рынке объем розничной торговли через интернет достиг 206,3 миллиарда тенге, что на 42,6 процента больше, чем в предыдущем году. Таковы данные Finance. kz . Доля в общем объеме розничной торговли увеличилась с 1,4 процента в 2018 году до 1,8 процента — в 2019. В свою очередь, объем оптовой торговли через интернет составил 108,6 миллиарда тенге.

На конец прошлого года в стране насчитывалось 29,8 миллиона держателей карточек, что на 57 процентов больше, чем годом ранее. Интерес к безналичной оплате связан и с возможностью получения кешбэка, скидок и даже выгодных условий по кредитованию. По мнению аналитиков, активный переход казахстанцев на безналичную оплату, может свидетельствовать о доверии населения банкам.

Сash-in

Современный банкомат способен принимать наличные и безналичные платежи. Банкомат с функцией приема наличных (cash-in) давно перестал быть новинкой. По данным агентства Ranking, на 2019 год устройством для внесения наличных оборудованы 28 из 100 банкоматов по РК. Три четверти сети банкоматов с cash-in принадлежат всего трем банкам второго уровня. Банки отдают предпочтение банкоматам с функцией cash-in: доля этих многофункциональных устройств выросла за год с 28 процентов до 40 процентов. Количество банкоматов в стране на конец 2019 года составило 11,3 тысячи, что на два процента больше чем в 2018 году. Этому способствовало наличие функции cash-in. Самое большое число банкоматов приходится на Алматы, Нур-Султан и Караганду. Затем идут Туркестастанская область и Шымкент.

Банковская экосистема

Один из главных трендов нынешней банковской системы – экосистемные задачи. В прошлом году Halyk Bank запустил экосистему для бизнеса. Речь о взаиморасчетах между юридическими лицами в режиме "24/7 "через дистанционный портал. Сегодня делается ставка на продажу не банковских сервисов и продуктов. Речь, скорее, об интегрированном сервисе, когда выстраивается целая цепочка платежей и переводов, как бы, напрямую не связанных с банковской деятельностью. Это может быть обычный туристический тур.

"Банк в этой ситуации становится невидимым источником финансовых сервисов в нефинансовой цепочке создания стоимости. Казахстан в этом смысле, на мой взгляд, продвинутая страна", – отметил в интервью одному из казахстанских СМИ первый заместитель председателя правления Halyk Bank Антон Мусин.

К слову, первопроходцем здесь можно назвать Kaspi, создавший шесть лет назад сферу "банк-магазин". По мнению финансового аналитика Сергея Полыгалова, банковские экосистемы находятся на разных стадиях развития.

"Одни банки активно разрабатывают и внедряют разные продукты для клиентов, другие ограничиваются использованием широко распространенных вариантов", – говорит эксперт.

По информации пресс-службы Евразийского банка, для повышения спроса на онлайн-услуги здесь пошли на снижение тарифов на цифровое обслуживание.

"Банк ведет работу по вводу в действие экосистемы: возможность работы в одном окне для бухгалтеров, получение ЭЦП через банковские программы, использование сервисов egov", – пояснила пресс-служба банка.

Глава Сбербанка Герман Греф, имеющий в Казахстане 17 своих филиалов, отметил, что клиент является главным лицом и главным дирижером этой экосистемы.

"Мы являемся вторичными по отношению к клиенту. Знайте: ваша проблема – это наша возможность. Если мы видим, что у вас появилась какая-то проблема, то мы уже придумываем, как ее решить",– сказал российский банкир.

COVID-19 способствует электронной торговле

Как это не печально, но это факт. Пандемия дала новый толчок для продвижения безналичной экономике. По прогнозам finance.kz, к 2025 году доля e-Trading от розничного товарооборота достигнет 10 процентов. За прошлый год объем розничной торговли через интернет на внутреннем рынке Казахстана вырос сразу на 43 процента. Электронная торговля приобрела популярность в стране не так давно. В 2019 году общий объем рынка электронной торговли в Казахстане составил 702 миллиарда тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза.

На внутреннем рынке в 2019 году объем розничной торговли через интернет достиг 206,3 миллиарда тенге, что на 42,6 процента больше, чем в 2018 году. Впрочем, по мнению экспертов, Казахстан все еще уступает в объеме электронных торгов, таким странам как Китай, ЕС, США, Южная Корея. Есть куда стремиться.

На положительное развитие электронной торговли повлияла, не только пандемия, но, прежде всего, выстроенная инфраструктура торговых POS-терминалов, стимулирование банками клиентов через бонусы и кешбэки, а также использование безналичных способов оплаты проезда во всех видах общественного транспорта. Что на практике оказалось очень удобно. Например, в Павлодаре трамвайное управление периодически устраивает акции: при оплате картой – скидка на проезд.

И все же главным бенефициаром в продвижении безналичной экономики является государство. Чтобы ускорить этот процесс, необходима синхронность действий всех ключевых участников этого рынка.

Наверх