Какие новшества внедрили при сдаче экзамена на водительские права в РК
С 1 января 2022 года в регионах Казахстана планируют ввести биометрическую систему при сдаче экзамена на водительское удостоверение. Сейчас новая система функционирует в Нур-Султане. Здесь также обновили автодром и установили новые GPS-датчики. Корреспондент BaigeNews.kz посетила столичный спецЦОН для автовладельцев №1 и узнала, как выглядит новая система. Подробнее - в материале.
Как отметил председатель правления госкорпорации "Правительство для граждан" Адил Кожихов, были выявлены факты покупки водительского удостоверения. После чего принято решение по усилению контроля при сдаче экзаменов. Поэтому внедрена специальная биометрическая система, которая позволяет удостоверить личность экзаменуемого. В свою очередь, это предотвращает сдачу экзамена подставным лицом.
"Мы ведем активную работу по тому, чтобы этот процесс был достоверным и прозрачным. Как вы знаете, к нам приходил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин и проверял всю систему. Мы регулярно проводим день "тайного покупателя". Результаты этой работы привели к тому, что мы улучшили и автоматизировали систему сдачи экзамена на водительские права. После того, как мы обновили систему, фактов покупки водительского права не зафиксировано. Сейчас в целом упал объем людей, которые приходят сдать экзамен. В среднем около 10 человек получают водительское удостоверение", - рассказал Кожихов.
В целом алгоритм сдачи экзамена на водительские права неизменен. Новая биометрическая система внедрена лишь при сдаче "теории".
В первую очередь, при сдаче экзамена на водительские права экзаменуемый подает заявку в здании спецЦОНа и получает порядковый талон.
Перед тем, как пройти в экзаменационный кабинет, необходимо предоставить следующие документы: удостоверение личности, медицинскую справку по форме 073, свидетельство о прохождении автокурсов (исключение - категория В), квитанция об оплате госпошлины (1,25 МРП).
После чего экзаменуемый проходит регистрацию к сдаче теоретического экзамена. Для этого необходимо пройти биометрическую систему удостоверения личности.
Затем необходимо пройти через специальный турникет, который определяет наличие металлических и мобильных устройств у экзаменуемого. В случае выявления этих предметов, они изымаются и экзаменуемый проходит в теоретический экзаменационный зал.
Здесь также обновили оборудование и над каждым компьютером установили видеокамеру. Это позволяет наблюдать за движением экзаменуемого. В случае нарушения правил сдачи экзамена баллы автоматически аннулируются.
Время прохождения теоретического экзамена - 40 минут. За эту время необходимо ответить на 40 вопросов. Экзамен считается пройденным, если не менее 32 ответов были правильными.
В случае аннулирования баллов или непрохождения теоретического экзамена, экзаменуемый вправе пересдать экзамен на следующий день.
Директор департамента IT-инфрастуктуры "Правительства для граждан" Марат Турсынов заверил, что новая система биометрии полностью защищена. Факты взлома теоретического экзамена с помощью другого компьютера исключены. Система сразу отображает эти нарушения и сообщает о технической безопасности.
"Во-первых, новая система защищена посредством IT-алгоритмов, которые применяются во всем мире. Во-вторых, мы усилил работу по модернизаций текущей Сети, которая сейчас есть в СпецЦОНах. В-третьих, согласно единым требованиям по информационной безопасности мы заменили некоторые коммутаторы, оборудование, чтобы не было несанкционированного доступа извне", - пояснил Турсунов.
После успешной сдачи теоретического экзамена следует вторая часть - практический экзамен по вождению. За 20 минут на автодроме надо выполнить 12 упражнений.
Автодром также оснастили новым оборудованием. Здесь установили автоматизированную GPS-систему. Она позволяет анализировать движение автомобиля относительно теории автодрома и элементов дорожной разметки во время экзамена.
На экзаменационные машины также установили GPS-навигаторы, которые отслеживают движение машины. С помощью спутника сигнал передается диспетчеру и на его экране автоматически появляются все ошибки экзаменуемого.
Экзаменуемый вправе пройти пробные занятия на автодроме на платной основе (порядка 2 500 тенге) и воспользоваться консультацией перед практическим экзаменом. Во время консультации инструктор демонстрирует маршрут движения и правильное выполнение заданий.
Кроме того, на автодроме установили большое количество камер видеонаблюдения. Они также есть в машинах. По словам управляющего директора по сервису "Правительства для граждан" Бахтияра Мухаметкалиева, это позволяет наблюдать за процессом сдачи экзамена не только сотрудникам спецЦОНа, а также сотрудникам и головной организации.
"Все камеры дают информацию о том, кто сидит в машине, по какому маршруту он едет. За камерами также следят местные сотрудники спецЦОНа и главного аппарата. Также представлена карта, которая в режиме онлайн показывает, как движется автомобиль. При выполнении заданий баллы автоматически высвечиваются на экране экзаменатора и самого экзаменуемого. Это позволяет системе сдачи экзамена быть прозрачной", - поделился Мухаметкалиев.
При этом количество успешно прошедших два этапа экзамена и получивших водительские права резко снизилось. Мухаметкалиев объясняет, что одна из главных причин - процесс стал автоматизированным и прозрачным. Теперь купить права или сдать экзамен за другого человека невозможно. За этим следит как новая система, так и сотрудники спецЦОНа.
"Сейчас у астанчан есть неограниченное количество возможностей для прохождения экзамена. Я лично видел, как люди по шесть-семь раз пытаются сдать практику, но безуспешно. В таком случае мы советуем им подучить правила дорожного движения и затем прийти на пересдачу. Но многие не понимают новую систему и думают, что будет легко. Но обхитрить новую систему не получится, так как все проверяется в онлайн режиме. К сожалению, многие этого не понимают и начинают искать изъяны. Кто-то и вовсе ссылается на заснеженные автомобильные разметки и так далее. Мы все понимаем, но сотрудники каждый день производят чистку и подготовку автодрома", - рассказал Бахтияр Мухаметкалиев.
По словам спикеров, биометрическую систему с 1 января 2022 года планируется внедрить в Алматы и Шымкенте, затем и в остальных регионах страны.
Напомним, в ноябре текущего года права в спецЦОНе столицы пытались получить 1989 человек. 1003 из них не смогли сдать "теорию", а 887 - практический экзамен по вождению. И только 99 человек успешно прошли оба экзамена и получили водительские права.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Путин сделал заявление по Украине
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?