За 2017 год в отношении банков применено 115 санкций и ограниченных мер воздействия.
Национальный банк РК по итогам 2017 года провел мониторинг и анализ допущенных в 2017 году банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, сообщает пресс-служба финрегулятора.
Как отмечает Нацбанк, по итогам выявленных нарушений в отношении банков применено 115 санкций и ограниченных мер воздействия, в том числе:
- 26 санкций в виде наложения и взыскания штрафов;
- 89 ограниченных мер воздействия, в том числе 73 письменных предписания и 16 письменных предупреждений.
Результаты проведенного анализа показали, что банками были допущены нарушения, связанные с:
- порядком исполнения платежных требований, согласно которому платежные требования на взыскание просроченной задолженности по займу необходимо исполнять в пределах 50% от суммы денег, находящейся на банковском счете физического лица и/или от суммы, поступившей на банковский счет;
- несоблюдением сроков представления информации по запросу заемщика в период обслуживания договора банковского займа;
- взиманием банком комиссий, не связанных с оказанием банковских услуг;
- невыполнением банком обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении при распространении информации о величинах вознаграждения по вкладам;
- порядком ведения документации по предоставленному кредиту, предусмотренного Правилами ведения документации по кредитованию;
- неправомерной выдачей банком потребительского займа при превышении максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика;
- необоснованным наложением ареста на банковский счет клиента;
- предоставлением недостоверных сведений в кредитное бюро;
- несоблюдением требований законодательства к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в части отсутствии должного контроля за соблюдением выполнения подразделениями банка требований внутренних правил и процедур.
Для обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества услуг того или иного банка Нацбанк размещает информацию о принятых к банкам мерах на своем официальном интернет-ресурсе (www.nationalbank.kz).
В случае нарушения его прав, клиент банка вправе обратиться в Нацбанк письменно по адресу: 050000, Алматы, ул.Айтеке би, 67, e-mail: info@kzp.nationalbank.kz. Он может обратиться в общественную приемную Нацбанка за получением правовой помощи по адресу: Алматы, ул.Айтеке би, 67, телефон для справок 7(727)2619213, 7(727) 2788104 вн.2061.
Может написать в раздел "Защита прав потребителей финансовых услуг" мобильного приложения "НБК "Online", являющегося своего рода мобильной версией общественной приемной Нацбанка (мобильное приложение доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket).
Может обратиться в филиалы Нацбанка по адресам, указанным на сайте www.nationalbank.kz в разделе "Защита прав потребителей финансовых услуг", и к банковскому омбудсману.