Доктор педагогических наук, профессор Казахстанского филиала МГУ им. Ломоносова Курман Жакенкызы в рамках Международной научно-практической конференции "Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: новые вызовы" в Назарбаев университете рассказала о важности изучения казахского языка с дошкольного возраста, передаёт корреспондент BNews.kz.
"Сейчас мы знаем, что те казахи, которые родились в Казахстане, живут здесь, которые считают своим родным языком казахский, зачастую они разговаривают на другом языке, может, и думают на другом языке. Это очень актуальная проблема 21 века для нашего государства, которая требует своего всестороннего исследования, и своего правильного решения. С другой стороны, можно отметить, что на развитие казахского языка влияют именно наши образовательные программы. На данный момент государственная политика такова, чтобы с дошкольных учреждений охватить детей казахским языком, чтобы они изучали казахский язык далее в школах и затем внедрить концепцию непрерывного образования, чтобы человек имел возможность изучать родной язык вплоть до выхода на пенсию", — рассказала Курман Жакенкызы.
По словам профессора, сегодня в Казахстане существует также и другая взаимосвязанная с уже названными актуальная проблема — преподавание казахского языка в 21 веке.
"Мы знаем, что государственным языком является казахский язык, это прописано Конституции, поэтому мы знаем, что родной язык казахов должен служить языком общения. Мы знаем, что у нас есть свой менталитет, свой язык, поэтому преподавание казахского языка очень актуально для того, чтобы показать культуру, свою специфику казахского народа. Казахский язык может развиваться только через нас, только если мы будем думать и говорить на казахском языке. Только это придаст импульс развитию языка. Если мы не будем говорить и думать на казахском языке, конечно, он не будет развиваться", — отметила спикер.
Одним из главных консолидирующих факторов современного казахстанского общества, по её словам, должен служить именно казахский язык.
«Если говорить про внутренние закономерности развития казахского языка, то уже 100 лет они зависят от внешних факторов, потому что здесь мы видим, что развитие казахского языка связано, прежде всего, с общественным развитием. За последние десятилетия многомерность казахского языка стала ощущаться гораздо сильнее, объёмнее. В этом сыграли большую роль наши соотечественники, которые приезжают из других государств и наши казахи, которые хорошо знают свой язык. Мировоззрения местных казахов и тех соотечественников, которые приезжают, отличаются. Многие казахи, которые переселяются из Китая, из Монголии, из Ирана, России, фактически демонстрируют нам сохранившееся словарное ядро старинного казахского языка. Поэтому с их приездом возник большой новый импульс по изучению казахского языка, который, можно сказать, заново перерождается, возрождается на стыке межкультурных перекрестков, на стыке вызовов современного современного литературного казахского языка, сформировавшегося под влиянием произведений советских казахских классиков и технического прогресса с одной стороны, и исконного языкового наследия, демонстрируемого оралманами, с другой», — заявила доктор наук.