На окраине Нур-Султана есть небольшой островок Советского Союза. О былом времени здесь напоминают старенькие машины, которые восстанавливает коллекционер Ерлан Баренов.
Первое, на что обратил наше внимание Ерлан Рускалиевич, – грузовой автомобиль ГАЗ-ММ 1942 года выпуска, который в народе прозвали "полуторкой".
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b3c91457f.jpg)
"Из-под Белгорода в 1942 году эта машина ушла на фронт, доехала до Берлина и в 1946 году её вернули обратно в Акмолинский горвоенкомат для распределения в Народное хозяйство Казахстана", - рассказывает реставратор.
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b3cb1bf0f.jpg)
При восстановлении автомобилей мастера стараются максимально сохранить оригинальный внешний вид и запчасти. К примеру, на этом грузовике Урал ЗИС-355М 1962 года выпуска стоят родные колёса, диски и даже катафоты.
"Их было выпущено 200 тысяч автомобилей по всему СССР. Сейчас сохранённых – 20 на ходу. Это 21-я машина", - говорит Ерлан Баренов.
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b3cc60dd2.jpg)
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b3c881160.jpg)
На данный момент автопарк ретро-автомобилей насчитывает 10 грузовиков и столько же легковых машин. Их часто можно увидеть задействованными в кинокартинах или праздничных мероприятиях. Сдача транспорта в аренду "Казахфильму" и продюсерским компаниям помогает заниматься реставрацией не в ущерб себе.
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b3ccb97c0.jpg)
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b3cd0c44c.jpg)
"В основных 5-6 городах Казахстана, где принимается металл, сидят такие же люди с неравнодушным сердцем, которые понимают, что через полчаса от автомобиля останется "котлета". И они мне звонят: "Ереке, ну что, спасём?" И спасаешь эту машину, куда деваться", - признаётся коллекционер.
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b3cb2c41b.jpg)
На реставрацию одного автомобиля уходит от шести месяцев до года. 30 машин, среди которых автобус, пожарная машина и "Волги", ждут своей очереди на восстановление. В будущем Ерлан Баренов хочет "вырасти" до музея, где посетители могли бы прокатиться, как говорят здесь, на настоящих машинах.
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b5e0147e7.jpg)
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b64032d67.jpg)
"За этот автомат BMW или Mercedes сядешь, внутри как в самолёте - ничего не слышно, только стрелки дёргаются. Это разве машина? Она должна пахнуть бензином", - считает Ерлан Рускалиевич.
Но по городу на ретро-машине спокойно передвигаться не дают проезжающие мимо водители. Они всегда просят остановиться и сфотографироваться. Такое повышенное внимание утомляет, признаётся Ерлан Баренов.
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b85721185.jpg)
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b6de03fa8.jpg)
Впрочем, встречаются и те, кто в этом увлечении не находят ничего патриотичного. Мол, это было давно и в другой стране. Но люди, работающие здесь, не хотят политизировать тему.
"Не понимают те, кто не прожил этого периода. Нельзя хаять своё прошлое. Есть и хорошее, и плохое. И сегодня у нас не всё гладко. И в советское время было много трудностей, но было и много хорошего. А сегодня есть много комфорта, но есть другие трудности", - говорит мастер кузовных работ Панаёт Панаиотиди.
![](/storage/userfiles/photos/107/62f0b78d3680c.jpg)
Фото: BaigeNews.kz