Отечественные вузы получат академическую свободу

<p>25 апреля т.г. на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК были одобрены поправки, разработанные Министерством образования и науки</p>

3 Мая 2018, 15:30
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 3 Мая 2018, 15:30
3 Мая 2018, 15:30
2361
Фото: из открытых источников

Теперь казахстанские вузы будут самостоятельно разрабатывать образовательные программы в связи с предоставленной им академической свободой. Новый законопроект предусматривает поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учётом опыта Назарбаев Университета, передаёт корреспондент BNews.kz.

Изменения урегулируют три основных направления деятельности вузов: академическую, управленческую и финансовую.

О том, как нововведения повлияют на качество высшего образования, и о новых задачах, которые возникнут перед коллективами вузов в связи с внедрением рейтинга, мы узнали у ректора КарГТУ, д. т. н., профессора Марата Ибатова.

Фото автора

Марат ИБАТОВ, ректор Карагандинского государственного технического университета, д. т. н., профессор: Основой методологического обновления образовательных программ станет компетентностный подход.

- Академическая свобода - это наделение вузов полномочиями по самостоятельному определению содержания образовательных программ и повышению на этой основе качества обучения. Собственные образовательные программы станут объективным индикатором качества преподавания в вузах. В этих условиях образовательные учреждения ожидает жёсткая конкуренция: если они не будут стараться повысить качество обучения, то попадут в список аутсайдеров.

Следует отметить, что студенты сами заинтересованы в получении качественных образовательных услуг. В этой связи им будет предоставлено право формирования индивидуальной траектории обучения: Major - углубленное освоение дисциплин в размере 129 кредитов, и Мinor - дополнительное освоение дисциплин.

Академическая свобода сделает университеты более гибкими в плане методики преподавания, что в целом повысит качество высшего образования.

Рейтинги стимулируют вузы к повышению качества обучения студентов, развитию академической мобильности, повышению научно-исследовательского потенциала. Результаты ежегодных рейтингов используются вузами в стратегическом планировании. Качество образования имеет многокомпонентный характер, что необходимо учитывать при оценке образовательных программ. В этой связи важно разработать адекватную методику рейтинга, основанную на правильно выбранных критериях и показателях. Эту достаточно сложную задачу призван решить Реестр образовательных программ МОН РК, который опирается на экспертную оценку работодателей.

Новые образовательные программы будут разрабатываться вузами с ориентиром на рынок труда. Основой методологического обновления образовательных программ станет компетентностный подход.

Актуализация образовательных программ призвана устранить несоответствие формируемых компетенций будущих специалистов потребностям рынка труда. Существующий классификатор специальностей высшего и послевузовского образования не может гибко реагировать на появление новых профессий. Требуется длительный процесс согласования и введения каждой новой специальности. Чтобы избежать этого, вводится классификатор по направлениям подготовки кадров.

Основная задача вуза - предоставление качественного образования, соответствующего потребностям рынка труда. Для решения этой задачи необходимо привести квалификацию и компетенции выпускников в соответствие с требованиями рынка труда.

Предлагаемые вузом новые образовательные программы должны основываться на профессиональных стандартах, получить одобрение работодателей и войти в Реестр образовательных программ МОН РК.

Разработка и реализация новых образовательных программ потребует решения комплекса задач, связанных с глубоким анализом и прогнозом развития рынка труда; с подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в части овладения цифровыми технологиями в индустрии; с созданием современной материально-технической базы подготовки специалистов (симуляторов, цифровых моделей, киберфизических систем и др.); с обеспечением реальной интеграции образования, науки и производства.

Наверх