"Рискуем снова стать свидетелями череды авиапроисшествий" - Талгат Мусабаев
Передать функции расследования авиапроисшествий и инцидентов в гражданской авиации в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям предлагает сенатор Талгат Мусабаев. Об этом он заявил в своем депутатском запросе на имя Премьер-министра Аскара Мамина, передает BaigeNews.kz.
"В цивилизованном мире принято, что госфункции сертификации, контроля и надзора в гражданской авиации разделены между разными госорганами. Это делается, чтобы исключить самоуправство, коррупционную составляющую, превышение и злоупотребление полномочиями при выполнении госфункций. Не принятие этого принципа в итоге приводит к снижению уровня безопасности полетов с тяжелыми последствиями. Этого же требуют документы международной организации гражданской авиации ИКАО, как это практикуется в передовых странах мира – США, Великобритания, Франция, Германия и другие. На сегодняшний день в Казахстане законодательно государственные функции по сертификации, надзору и контролю в авиации закреплены за уполномоченным госорганом – Комитет гражданской авиации МИИР. Однако фактически, внутренними документами, эти государственные функции переданы субъекту коммерции – АО "Авиационная администрация Казахстана".
Таким образом, КГА самоустранился от исполнения возложенных на него госфункций и исказил смысл 68-го шага Плана нации, в котором говорится об ориентировании КГА на модель британского государственного агентства гражданской авиации и агентства безопасности авиации Европы", - сказал Талгат Мусабаев.
Он напомнил, что Британское агентство гражданской авиации является государственной корпорацией, то есть госучреждением, а не акционерным обществом с госучастием, подчиняется правительству Великобритании и выполняет контрольно-надзорные функции, а функции сертификации отдельно выполняет ЕАСА.
"Хочу особо подчеркнуть тот факт, что важные госфункции по сертификации, надзору и контролю в авиации нашей страны переданы иностранному гражданину. В настоящее время КГА фактически является органом без этих госфункций, что ставит вопрос вообще целесообразности этого комитета. С учетом изложенного предлагается вернуть здравый смысл и направить решение вопроса в законное русло. В этой связи необходимо вернуть госфункции по надзору и контролю в гражданской авиации в комитет. А поскольку АО "Авиационная администрация Казахстана" уже создано, то оставить ему функции по сертификации. Или другой вариант – придать АО "ААК" статус государственного органа. То есть государственного учреждения со всеми вытекающими законодательными последствиями и ответственностью, возложив на него исполнение госфункций", - считает Талгат Мусабаев.
Отдельно он остановился на вопросе по расследованию авиационных инцидентов и происшествий. По его словам, в настоящее время идет процесс незаконного лоббирования передачи, опять же в АО "ААК" еще одной важной госфункции – расследование авиапроисшествий и инцидентов, которое осуществляет, условно, самостоятельное управление расследования авипроисшествий и инцидентов – АРАПИ при МИИР.
"Расследование гражданской авиации, согласно приложениям 13 и 19, другим документам ИКАО, должно быть полностью независимо от уполномоченных органов в сфере гражданской авиации, в целях исключения конфликтов интересов и обеспечения качества и объективности проводимых расследований. Даже в заключении юриста Британского агентства гражданской авиации господина Стоплера, нанятого этой же ААК для определения проблем в госпрограмме безопасности полетов нашей страны, указано, что решением для Казахстана было бы делегирование функций УРАПМ межгосударственной организации по расследованию инцидентов такому, как межгосударственный авиационный комитет, что позволит достичь требуемой независимости процесса расследований. И это согласуется с позицией ИКАО для стран, которые могут не обладать необходимыми ресурсами для выполнения своих обязанностей по расследованию, такими как Казахстан. Господином Стоплером также предлагается другой вариант, заключающийся в передаче этой функции МЧС, которое по закону занимается всеми серьезными инцидентами и авариями", - добавил Талгат Мусабаев.
Сенатор считает целесообразным передать госфункции по расследованию авиапроисшествий и инцидентов в гражданской авиации в ведение МЧС либо передать данные госфункции в ведение независимых органов расследования, таких как МАК (Межгосударственный авиационный комитет) или другие международные региональные организации.
"Для решения указанных проблемных вопросов необходимо срочно создать независимую комиссию, включая КНБ, которая не будет подотчетна МИИР. В противном случае, мы рискуем снова стать свидетелями череды авиационных происшествий и инцидентов, несущих тяжелые последствия. Прошу вас дать письменный ответ в установленные законом сроки", - заключил Мусабаев.
Самое читаемое