Огромные расходы государства на госслужащих и нацкомпании раскритиковал Ошакбаев

<p>По мнению эксперта, Счётный комитет представляет Парламенту совсем другую версию своего отчёта.</p>

31 Мая 2018, 20:20
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 31 Мая 2018, 20:20
31 Мая 2018, 20:20
3305
Фото: из открытых источников

Когда мы говорим о госуправлении, то эффективность и транспарентность бюджетных средств является основопологающим и ключевым аспектом. Структуру республиканского бюджета необходимо доработать, опираясь на международный опыт, сказал директор общественного фонда  "Центр прикладных исследований "TALAP" Рахим Ошакбаев в ходе первого заседания Консультативно-экспертного совета по вопросам государственного аудита и финансового контроля при Счётном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета, передаёт корреспондент Bnews.kz.

"Мы провели исследование, сопоставили бюджеты Казахстана с бюджетами наиболее развитых стран ОЭСР, которые также имеют госустройство, как у нас. Мы обнаружили, что, как минимум, по двум статьям у нас идёт существенный разрыв. Вывели среднее значение по странам ОЭСР, сколько минимально и максимально на те или иные статьи. Например, на госуправление мы тратим больше, чем максимальный уровень в странах ОЭСР. Расходы на образование у нас в 2 раза меньше, чем самый минимальный уровень в странах ОЭСР. Соответственно мы полагаем, что счётный комитет последовательно должен указывать правительству на эти дисбалансы. Мы твёрдо убеждены, что мы очень сильно недоинвестируем расходы в образование, его нужно, как минимум, удваивать, но зато очень много расходуем на госслужбу и квазигосударственный сектор", - уверен он.

Ошакбаев отметил, что Глава государства всё чаще обращает вниание счётного комитета на вопрос повышения эффективности контроля за бюджетом. Ведь выявляются факты не совсем совершенной методики, которая допускает очень большие разрывы в рассчётах.

"Это первое заседание совета. Я предпочитаю рассматривать его в контексте пяти институциональных реформ, которые были объявлены главой государства в 2015 году. Как вы помните одно из направлений повышение транспарентности и подотчётности госорганов", - сказал он."В прошлом году со счётным комитетом наш центр подписал меморандум, где, согласно принятому закону, требуется увеличения гражданского общества в предварительную оценку бюджету. Мы удовлетворены нашим сотрудничеством, участвовали в оценке методологии правительства по прогнозу основных показателей социально-экономического развития. Допустим, в начале прошлого года правительство прогнозировало рост экономики всего в 2,5 %. Случился рост в 4%. Но этот разрыв существенный, говорит о том, что прогнозная модель несовершенная и требуется её дальнейшее совершенствование", - пояснил он.

Он также отметил, что Счётный комитет представляет парламенту совсем другую версию своего отчёта, где по всей вероятности указаны не все недостатки финансовых операций.

"Хотел отметить очень важный документ, как отчёт Счётного комитета перед Парламентом РК, который является самым глубоким и содержательным документом в стране на наши взгляды. Есть две версии этого доклада. Одна очень содержательная и интересная, представляется парламенту, но не выкладывается в публичный доступ. Выкладывается очень короткая версия, заглаженная. Мы безусловно понимаем почему. Потому что, если Счётный комитет публично покажет те недоработки, то правительство будет выглядеть не очень симпотично и красиво. Но этого не нужно боятся. Это как раз то, о чём говорит глава государства, что мы идём к открытому и транспарентному обществу", - сказал он.

По его словам, в последнем отчёте счётного комитета очень правильно был сделан акцент на государственный долг. Статистику внешнего долга ведут три разных органа: Минфин, Миннацэкономики и Национальный банк. Независимым аналитикам тяжело понимать реальные цифры государственного долга, поэтому эксперт уверен, что степень раскрытия госдолга должна быть выше. 

"То есть совокупный долг правительства, плюс долг квазигоссектора, вместе он по методологии МВФ называется долг в расширенном понимании. Он растёт и в настоящий момент составил 96,2 % от валютных резервов Национального фонда. Это порядка 58 млрд долларов США. Мы также отмечаем, что нужно пристальное внимание оказывать на контроль госдолга квазигоссектора. Мы понимаем, что это госкомпании и правительство, по нашей практике, по этим долгам будет тоже отвечать", - пояснил Ошакбаев.

В заключении эксперт подчеркнул, что Счётный комитет стал серьёзным и влиятельным институтом, который балансирует правительство, обеспечивает не только парламент, но и общество  прямой и достоверной информацией.

Наверх