Сельские и городские школы – разницы быть не должно, но она есть

10 Апреля 2021, 22:52
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 10 Апреля 2021, 22:52
10 Апреля 2021, 22:52
6300
Фото: из открытых источников
Качество образования в казахстанской сельской школе ниже, чем в среднем по стране. Об этом свидетельствуют международные сопоставительные исследования и национальные системы оценки знаний обучающихся, написал в своем исследовании доцент в ЕНУ имени Л. Н. Гумилева Жаслан Нурбаев. Есть ли тенденции к сокращению разрыва между образованием в городе и селе, разбирался корреспондент BaigeNews.kz.

Автор данных исследований давно во всеуслышание говорит о создавшейся проблеме. Но значительного сокращения этого неравенства пока не наблюдается.

Малокомплектная школа

Государство гарантирует наличие школы в каждом малонаселенном пункте страны. Речь о малокомплектных школах, в которых отсутствуют не то что параллельные классы, а чаще всего учеников объединены в один класс-комплект. В 2019-2020 учебном году в стране насчитывалось 7340 школ, из них в сельской местности – 5225, в том числе 2833 малокомплектных школы. То есть последние составляют 39 процентов из числа всех школ страны.
Вопросом малокомплектных школ заинтересовались депутаты Мажилиса, в частности депутат Джамиля Нурманбетова предлагает пересмотреть нормативы их содержания путем обновления механизмов финансирования их деятельности и ресурсных центров. При этом учитель в такой школе, преподавая несколько предметов, имеет большую нагрузку при более низкой зарплате в отличие от городского коллеги. Решить часть проблем малокомплектной школы можно при наличии качественного Интернета. Но около 70 процентов таких школ имеют скорость Интернета ниже 4 Мбит/с.
В 2018-2019 учебном году 31 школа находилась в аварийном состоянии, почти все они расположены в сельской местности. Ситуация, конечно, меняется. Для ликвидации трехсменного обучения и аварийных школ необходимо до 2025 года модернизировать 5 000 сельских школ и построить 800 школ. До конца текущего года через модернизацию должны пройти более одной тысячи школ.

Финансирование: кому – сколько?

Согласно исследованиям Жаслана Нурбаева, за годы независимости расходы на образование в стране не опускались ниже трех процентов от ВВП. Наблюдается увеличение объема финансирования сферы образования пропорционально увеличению ВВП страны. Важный момент в системе расходов на среднее образование – это принцип равенства и пропорциональности распределения средств между школами.
Согласно исследованиям организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в Казахстане уделяется большее внимание элитарности образования, что препятствует установлению справедливости и качества. Например, Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ), принимая одаренных детей и лучших учителей, получают финансирование в три раза выше, чем обычные общеобразовательные школы.
Впрочем, финансирование малокомпектных школ обходится недешево: от одного до трех миллионов бюджетных средств, в городе – около 200 000 тенге. Но, к сожалению, это не влияет на качество образования. Те, кто работают в НИШ, в село не поедут.

С дипломом в село

Чтобы поднять уровень педагогов в малых селах, была реализована программа "С дипломом – в село". При этом, по мнению Жаслана Нурбаева, в Казахстане нет системы, которые отслеживали бы трудоустройство выпускников, получивших педагогические специальности. Данные весьма общие. Так, заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Олжас Ордабаев сообщил, что за год после окончания вуза не находят работу 26 процентов выпускников. А 65 процентов выпускников педагогических специальностей, обучившихся за счет государственного гранта, не работают в школах.

Оценка учителю

С 2018 года казахстанские педагоги перешли на новую систему аттестации. Согласно исследованиям, экзамен в новом формате прошли, вдумайтесь, 17,3 процента педагогических кадров. Основной сложностью оказалось тестирование без предварительного ознакомления с базой тестов. Наибольшие трудности испытали учителя малокомплектных школ.
Шоком для казахстанцев считается конец 2019 года, когда больше половины отечественных педагогов (56 процентов) не прошли Национальное квалификационное тестирование.
Одна из версий, почему так вышло – новые правила аттестации были созданы для того, чтобы не получать гарантированную доплату к заработной плате. Для определенной части педагогов это стало причиной ухода из профессии.

Уравнять получится?

В ходе августовской конференции 2019 года Президент страны Касым-Жомарт Токаев отметил, что разницы между сельской и городской школами быть не должно.
"Важно преодолеть образовавшееся неравенство. Стандарты образования должны быть едиными. То же самое касается и программы образования", – отметил глава государства.
К слову, стереть грань между городом и деревней пытались еще в советское время. Как показала жизнь, это не особенно удалось.

Но сказать, что в этом направлении ничего не делается, было бы неверно. В марте текущего года АО Aitas KZ (управляющая компания холдинга Aitas, в состав которого входят 11 предприятий в области растениеводства, производства и переработки мяса птицы, дистрибуции, проектирования и строительства) выделило более 155 миллионов тенге на реализацию первого этапа долгосрочной программы "Сельская школа powered by NIS". Так, в конце прошлого года в первом этапе программы были задействованы четыре школы в Буландынском районе Акмолинской области и в Катон-Карагайском и Уланском районах Восточно-Казахстанской области. В результате более 280 учителей прошли тренинги по повышению квалификации и обучились навыкам преподавания по методологии НИШ, а школьники получили доступ к качественному образованию. Кроме того, данные школы были оборудованы новыми кабинетами робототехники, информатики, инженерии, художественного труда, кулинарии и библиотекой.

"Мы хотим, чтобы школы статуса Powered by NIS была в каждом районе. Затраты бизнеса на одну школу составят примерно 200 миллионов тенге, а НИШ будет оказывать методологическую поддержку", – отметила директор по предназначению и миссии АО Aitas KZ Ксения Верба.

Проект рассчитан до 2026 года и планирует охватить школы во всех 164 сельских районах страны с привлечением новых партнеров. Общий бюджет программы составит около 32,8 миллиарда тенге.
Наверх