- Главная
- Новости
- Ситуация намного сложнее, чем кажется - экс-министр Биртанов высказался о работе ОСМС
Ситуация намного сложнее, чем кажется - экс-министр Биртанов высказался о работе ОСМС
Экс-министр здравоохранения Елжан Биртанов в беседе с корреспондентом BaigeNews.kz поделился своим мнением относительно критики, обрушившейся на систему обязательного социального медицинского страхования.
Ранее депутат мажилиса Асхат Рахимжанов в своём запросе на имя заместителя премьер-министра Алтая Кульгинова назвал систему ОСМС "кормушкой доя высокопоставленных чиновников". По мнению мажилисмена, при внедрении страхования необходимо было реформировать бесплатную медицинскую помощь с пересмотром её гарантированного объёма. Аудиторская палата уже выявляла нарушения по этому поводу, добавил он.
Напомним, что он также предложил в целях стимулирования здорового образа жизни возмещать 50 процентов расходов на ОСМС тем казахстанцам, которые в течение года не обращались к врачам. А также детально отчитаться руководству ОСМС о том, сколько средств было собрано за счёт программы, начиная с момента запуска, и на что они были потрачены.
В 2023 году работодатели платят за работника три процента от размера заработной платы, но не более 10 МЗП, или 21 тысячи тенге. В 2022 году эта сумма составляла 18 тысяч тенге. Эти данные изменились в связи с тем, что в этом году были повышены МЗП и МРП. Наёмные работники и работники по договору ГПХ в этом году платят два процента от своего дохода.
По словам Елжана Биртанова, предложение о возврате населению половины от их взносов возможно использовать при работе ОСМС.
"Если в целом рассмотреть данное предложение, чтобы стимулировать тех, кто не пользуется деньгами фонда, всегда сперва нужно все посчитать. Теоретически это возможно.
Когда мы этот законопроект в 2019 году обсуждали, такие предложения были, но на тот момент перед нами таких задач не ставилось. Задача была запустить систему, а потом рассматривать какие-то модификации. То, что предлагается сейчас мало, где применяется в мире.
Тем не менее, не исключаю такого рода стимулирования. Но для этого нужно знать, сколько таких людей, которые не пользуются ОСМС.
Если средняя заработная плата, например, 250 тысяч тенге, мы платим по два процента – это пять тысяч тенге. Умножаем на год – в среднем выходит 60 тысяч тенге.
Если мы говорим о работающих граждан, которые сами платят взносы и знаем приблизительное их количество, нужно посчитать, сколько из них не пользуются и пользуются ОСМС. И тем, кто не воспользуется системой, вернут 30 тысяч.
С другой стороны, представим, налогоплательщики - это работоспособное население примерно 30-35 лет, может быть, 40 лет. Какие тут могут быть хронические болезни? Но они также могут нуждаться в лечении. Например, попали в ДТП или получили травму. В случае серьёзных травм, его лечение обойдется в 5-6 миллионов тенге.
Есть ли смысл стимулировать здоровый образ жизни в 30 тысяч тенге, если все практически пользуются фондом", - говорит Биртанов.
Он напоминает, что основной смысл ОСМС в солидарности – здоровый платит за больного, и что в целом следует увеличить взносы за медстрахование:
"Мы можем достаточно много денег накапливать в фонде. И их лучше не тратить бездумно, а эффективно. Поскольку реальная медицина даже в Казахстане стоит гораздо дороже. Собственно, от этого и проблемы. Люди ругают фонд из-за того, что ему не хватает денег, не хватает специалистов, приходится ждать в очередях.
Нужно больше платить в фонд, гораздо больше. Я понимаю, что люди к этому не готовы.
В совокупности фонд накапливает около 1,5 триллиона тенге. Это очень мало. Проблема в том, что, когда мы делали актуарные расчёты при создании фонда, был заложен пятилетний горизонт увеличения ставок в фонд. Первоначально в законопроекте об ОСМС ставки взносов и отчислений были больше. И мы его обсуждали ещё в 2017 году. Проценты доходили тогда до семи процентов в совокупности. Но из-за большого сопротивления общества нам пришлось сократить эти ставки взноса до пяти процентов".
По его словам, проблема фонда ОСМС в том, что сейчас идёт разрыв между накоплением и потреблением. Для того, чтобы он развивался динамично, нужно пересчитать все актуальные расчёты и определить, какова потребность в собираемости денег в фонде, говорит Биртанов.
"Количество людей растет, старение в обществе происходит, структура болезней меняется. Самое главное, что стоимость услуг растёт очень сильно. Поскольку в тенге мы зарабатываем гораздо ниже, чем вынуждены тратить на медицину в долларах.
Нужно обновить расчёты, поскольку с 2017 года, когда рассчитывали все данные, многое изменилось. С этого момента была пандемия, геополитическая ситуация в мире сильно поменялась, что повлияло на стоимость импортных товаров. Всё это отражается во взаимодействии с поликлиниками, больницами. И это приводит к жалобам населения. Поэтому считаю, что не нужно заниматься популизмом, необходимо публично провести анализ, где будут ответы на вопросы.
Примерная ситуация и с ЕНПФ, фондом страхования. Они достаточно закрытые организации, и люди не знают многого и видят только верхушку пирамиды, ругаются и критикуют их".
По словам экс-главы Минздрава, Фонд социального медицинского страхования на данный момент недофинансируется.
"Учитывая глобальные факты – взносы государства уменьшились. Минфин проводит неправильное финансирование, недофинансирует фонд. А ведь он является правительственным. Мы должны понимать, как экономика Казахстана сейчас переживает кризис, и какая сейчас средняя заработная плата.
Правительству нужно серьёзно пересмотреть базовую модель, фундамент фонда социального медстрахования и открыто показать прогноз потребления и накопления", - считает экс-министр.
Он также обращает внимание, что при работе фонда вероятны коррупционные риски.
"Раньше средства распределял Комитет медуслуг – это был госорган, часть минздрава. А теперь это отдельная организация, фонд медстрахования со своими серьёзными возможностями.
Нужно посмотреть, уменьшилась ли коррупция после создания фонда. На мой взгляд, уменьшилась.
Коррупционных рисков много – два с половиной триллиона тенге распределяются фондом. Я знаю, что в регионах есть определённые риски при распределении бюджетов. Поэтому здесь нужно правительству и фонду усилить антикоррупционную работу, сделать его работу прозрачной. Самым главным инструментом – было бы вовлечение населения в контроль этих расходов через электронный паспорт здоровья".
За последние несколько лет в стране резко выросло количество диагностических услуг. Это, в свою очередь, привело к снижению смертности.
"Тогда и должна уменьшиться смертность и количество осложнений. Статисткой я не владею, но Ажар Гиният заявила, что определённое снижение смертности есть.
Благодаря увеличению диагностики онкобольных и диабетом у нас улучшились эти показатели. Вместе с тем, настораживает определённая задолженность клиник и государственных, и частных перед этими диагностическими центрами. В моём понимании объём кредиторской задолженности – порядка 250- 300 миллиардов тенге. Многие клиники, в том числе государственные, сейчас оказались на грани банкротства, поскольку они должны друг другу. Поликлиники должны лабораториям, больницы должны центрам КТ.
Это нормально в условиях рынка, когда, в случае если у тебя нет каких-либо услуг, пользоваться аутсорсингом. На это должно быть обосновано с точки зрения необходимости пациентам. Соответствует ли это протоколу лечения? Соответствующий мониторинг с фондом медстрахования должен идти. Он должен проводиться ежедневно, а не в конце года.
Когда я учился в 1994 году в США, меня поражало то, что фонд каждое назначение перепроверяет, за каждое назначение врач несёт ответственность. Здесь ответственности у врача нет, понятно, что его пытаются освободить от таких головных болей. Тем не менее, эти механизмы нужно выстраивать".
По его мнению, одна из проблем – в неэффективном расходовании средств. Решить её можно с привлечением аудиторов.
"Это проблема не фонда, а проблема модели системы здравоохранения в том, что внутри больниц и поликлиник нет внутреннего контроля за пациенториентированностью.
Фонд должен выстраивать свою экспертную систему, у него должны быть свои аудиторы. Во всех подобных фондах – главное, чтобы не было перепотребления. Эта проблема существует, но она вторичная. Первичная – непонятен фундамент актуарной доходности фонда. Второе – это эффективность расходования средств клиниками. Невозможно всё контролировать, но нужно правильно расставлять акценты на рисковые зоны.
Когда я посещаю регионы, медики жалуются, что проверяют то, что не нужно проверять. Например, есть подушевое финансирование в поликлиниках, за что платят полторы тысячи тенге. Зачем это проверять? Проверяйте, например, консультативные услуги больниц, где делают операции одной сложности, а отчитываются, что она была более сложной".
По мнению Биртанова, для эффективной работы фонд нужно передать правительству. В этом случае вопросов об эффективности трат будет меньше.
"Ситуация намного сложнее, чем кажется. Думаю, что вопрос о возврате денег не актуальный. Модель ОСМС нужно усиливать и делать независимой. Для этого возможно нужно его передать правительству".
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Путин сделал заявление по Украине
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?