Снизить штрафы и удешевить залог предлагают в Генпрокуратуре

<p>Ряд поправок направлены на широкое применение условно-досрочного освобождения осужденных и замены им наказания более мягким.</p>

21 Июня 2018, 15:41
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Из открытых источников 21 Июня 2018, 15:41
21 Июня 2018, 15:41
3087
Фото: Из открытых источников

Разработанный Генеральной прокуратурой РК проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных органов" принят Парламентом и будет внесен на скрепление подписью Президента страны. Об этом сообщила пресс-служба главного надзорного органа, передает BNews.kz.

"Проводимая реформа уголовно-правовой системы сместила акценты от карательно-репрессивного и обвинительного уклона к правозащитному направлению. Изменилась криминогенная ситуация. Ежегодно преступность снижается на 7-10%. Сегодня Казахстан в Индексе тюремного населения поднялся на 78 место среди свыше 220 государств. В местах лишения свободы содержится 34 тыс. заключенных против 100 тыс. в начале 90-х годов", - отметили в ведомстве.  

Генпрокуратура разъяснила основные положения проекта Закона, которые направлены на гуманизацию и снижение репрессивности уголовного процесса. Он касается двух направлений.

Первое – это укрепление защиты конституционных прав граждан и гуманизация правоохранительной деятельности. В этих целях в Уголовном кодексе внесены поправки в 255 статей, в Уголовно-процессуальном – в 16 и Уголовно-исполнительном кодексе – в шесть.

Законом на треть снижается минимальный размер залога, устанавливается его верхний предел по деяниям небольшой и средней тяжести. Органы следствия и суд теперь обязаны рассматривать возможность применения более мягких мер и обосновывать причины, по которым их применение невозможно.

Запрещается выделять в отдельное производство уголовного дела в отношении лиц, с которыми заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. Вводятся общественные работы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, где в качестве одной из мер наказания предусмотрен штраф. Эта поправка не распространяется на уголовные деяния, повлекшие смерть человека.

По 19 составам преступлений суды могут назначать ограничение свободы, в том числе по 11 тяжким составам (кражам, хищениям, мошенничеству, халатности и др.).

Более чем в два раза снижаются пределы размеров штрафа, а также произведена коррекция срока ареста по проступкам, с соблюдением иерархии санкций административного и уголовного законодательства.

По преступлениям против собственности, в сфере экономики и некоторым другим в два раза увеличиваются пороги значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба, необходимых для наступления уголовной ответственности.

По 36 преступлениям снижается верхний предел лишения свободы. Снижаются на пять лет сроки давности привлечения к уголовной ответственности по тяжким (с 15 до 10 лет) и особо тяжким (с 20 до 15 лет) преступлениям.

Ряд поправок направлены на широкое применение условно-досрочного освобождения осужденных и замены им наказания более мягким. Отказ судом в применении одной из указанных процедур не будет являться препятствием для внесения ходатайства по другой.

Смягчаются условия отбывания наказания в виде лишения свободы через направление социально не опасных осужденных в учреждения с минимальным уровнем безопасности. Облегчается порядок взыскания уголовных штрафов. По опыту стран ОЭСР увеличен максимальный срок уплаты штрафа с шести месяцев до трех лет.

Судом осужденные могут быть освобождены от уплаты процессуальных издержек. В настоящее время их размер превышает сам штраф. Общий срок принудительных работ сокращен до 100 часов в год. К осужденным, имеющим постоянное место работы или занятым на учёбе, принудительный труд применяться не будет.

Второе направление – совершенствование деятельности органов внутренних дел. Будут созданы областные департаменты полиции Министерства внутренних дел на базе департаментов внутренних дел и местной полицейской службы. Это сохранит принципы единоначалия и вертикали подчиненности.

"По представлению МВД областные акимы будут назначать и освобождать начальников департаментов полиции. Это повысит эффективность профилактики правонарушений. Вводятся дополнительные формы и методы предупреждения рецидивных правонарушений и правонарушений, совершенных в состоянии опьянения. Проект Закона наряду с гуманизацией правоохранительной деятельности обеспечит укрепление принципов верховенства права", - резюмировали в ведомстве.

Наверх