TSE, или Почему у аэропорта Астаны нелогичный код?

<p>У аэропортов всего мира есть свои коды. Это такие идентификаторы, которые помогают распознавать воздушные гавани тем, кто занимается авиаперевозками. Какие бывают коды и зачем менять код астанинского аэропорта после его переименования, - в материале корреспондента <a href="http://bnews.kz/ru">BNews.kz.</a></p>

21 Июня 2017, 16:11
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
lookatme.ru 21 Июня 2017, 16:11
21 Июня 2017, 16:11
49763
Фото: lookatme.ru

Код аэропорта Астаны

Сегодня стало известно, что аэропорт Астаны переименуют. Поэтому, вполне возможно, что код воздушной гавани Астаны изменится. Так обычно происходит при переименовании города или аэропорта. Хотя эта процедура является сложной и затратной, а потому и применяется редко. Из-за этого некоторые города бывшего СССР, которым в 1990-е годы были возвращены исторические названия, сохраняют коды ИАТА неизменными: Санкт-Петербург — LED, Самара — KUF, Владикавказ — OGZ, Бишкек — FRU.

«... Теперь наверняка и сменится старый авиационный код Астаны – TSE», - отметил политолог Ерлан Карин.

Аэропорт Астаны, несмотря на то, что столица была уже дважды переименована (из Целинограда в Акмолу, из Акмолы в Астану), также сохранил свой старый код TSE – Целиноград. Между тем в иностранных языках нет буквы «ц» ни в написании, ни в произношении. Также, как правило, крупным городам код ИАТА присваивается так, чтобы между названием города и его кодом наблюдалось что-то общее. Сейчас код столичной воздушной гавани неузнаваем, его название ни о чем не говорит. При переименовании аэропорта наш код мог бы измениться и стать более благозвучным. 

КГА ведет переговоры с IATA по изменению кода аэропорта Астаны

Комитет гражданской авиации МИР РК уже ведет переговоры с IATA (международная ассоциация воздушного транспорта – англ. International Air Transport Association) по изменению кода аэропорта Астаны и других городов Казахстана, которые не менялись со времен СССР. Об этом сообщает Elorda.info.

«Да, мы видим, в соцсетях предлагают изменить закрепленный за аэропортом Астаны код TSE на новый. Звучат различные варианты, например - NIA (Nazarbayev International Airport), NNA (Nursultan Nazarbayev Airport) или NAN. Что-то уже занято, что-то нет. Например, код NAN занят аэропортом острова Фиджи, а код NNA - аэропортом в Марокко. Сейчас мы изучаем подходящие кода и ведем переговоры с IATA, но это вопрос не одного дня, так как процесс присвоения нового кода очень трудоемкий. Во-первых, официальная позиция ИАТА - код присваивается один раз и больше не меняется, на всех кодов не хватает (много заявок от различных стран), а во-вторых, смена кодов повлечет изменения во всех системах бронирования и справочниках мира», - отметил председатель КГА Талгат Ластаев.

По словам Талгата Ластаева, до сегодняшнего дня с просьбой об изменении кодов в IATA уже неоднократно обращались бразильцы с просьбой присвоить код RIO, но до сих пор код аэропорта Рио де Жанейро – GIG. Не изменились коды и ряда других аэропортов. Например, аэропорт Санкт-Петербурга – LED (Ленинград), Бишкека – FRU (Фрунзе), Мумбай – BOM (Бомбей).

Все же, отметил Ластаев, Казахстан намерен продолжить переговоры по изменению кодов 4-х аэропортов: Атырау, который по-прежнему привязан к названию Гурьев GUW, Тараза – к Джамбулу DMB, Актау – Шевченко SCO.

«Переговоры с IATA сейчас продолжаются. В первую очередь мы приложим усилия по изменению кода аэропорта Астаны, а затем и других аэропортов», - резюмировал председатель КГА МИР РК.

Напомним, сегодня было опубликовано постановление правительства РК о переименовании международного аэропорта Астана в общенациональных газетах «Казахстанская правда» и «Егемен Қазақстан» от 20 июня 2017 года. Переименование аэропорта прокомментировал Нурлан Нигматулин, а известный политолог Ерлан Карин назвал переименование столичного аэропорта правильным и логичным решением.

Какие бывают коды?

Существует код аэропорта ИАТА. Это трехбуквенный уникальный идентификатор. Он присваивается мировым воздушным гаваням Международной ассоциацией воздушного транспорта. На английском языке эти слова образуют аббревиатуру ИАТА. Этот код выделяется согласно резолюции этой организации. Ее штаб-квартира находится в Монреале. Коды ИАТА используются авиакомпаниями, агентствами по продаже билетов, компьютерными системами бронирования билетов. Их список публикуется дважды в год и доступен на официальном сайте ведомства.

Код ИАТА

Код аэропорта ИАТА состоит из 3 букв латинского алфавита. Сочетание из трех букв рассматривается как единое целое. Например, код DME обозначает аэропорт Домодедово, EGO — аэропорт Белгород.

В любой момент времени все используемые в этот момент коды являются уникальными. Однако код, по каким-либо причинам вышедший из употребления, через некоторое время может быть назначен другому аэропорту.

Код ИАТА также присваивается некоторым другим важным транспортным узлам, таким как железнодорожные вокзалы, морские и речные порты, автобусные станции. Например, Ленинградский вокзал в Москве имеет код ZKD.

Но код ИАТА может быть присвоен не только аэропорту, но и целому городу. К примеру, если он имеет больше двух крупных аэропорта. Например Москва имеет код MOW.

В некоторых случаях один и тот же код может использоваться и для обозначения крупного города, и для обозначения одного из аэропортов в этом городе (обычно это самый крупный аэропорт или аэропорт, появившийся раньше других). Например, город Санкт-Петербург и аэропорт Пулково имеют код LED. Находящийся недалеко от Санкт-Петербурга аэропорт Ржевка имеет код RVH.

В континентальной части США и в Канаде коды аэропортов ИАТА — это коды ИКАО, у которых удалена первая буква. В других частях мира это не так.

Сейчас в использовании находятся примерно 11 тысяч кодовых 3-буквенных комбинаций из общего количества 17 576 возможных комбинаций.

Между тем на территории бывшего СССР параллельно с этими кодами используется внутренняя система кодирования аэропортов, в которой три буквы русского алфавита. Она построена аналогично системе кодов ИАТА, но является самостоятельной. Иногда ее называют «сиреновской» (от системы бронирования авиабилетов «Сирена»), но это название считается все-таки некорректным, потому что система кодирования в СССР применялась еще до появления «Сирены».

Коды бывшего СНГ

Аналогично кодам ИАТА, она представляет собой одно целое. Так же, как и в кодах ИАТА, «советские» коды являются уникальными.

Как и коды ИАТА, коды городов по внутренней системе присваивались так, чтобы иметь что-то общее с названием города, или что-то общее с его кодом ИАТА (например, Чита — код ИАТА HTA, внутренний код СХТ).

В отличие от кодов ИАТА, при переименовании городов бывшего СССР в 90-е годы одновременно были изменены их коды во внутренней системе: Санкт-Петербург (Ленинград) — был ЛЕД, стал СПТ, Самара (Куйбышев) — был КУФ, стал СМШ, Екатеринбург (Свердловск) — был СВХ, стал ЕКБ, и т. д.

Многие небольшие города и аэропорты в бывшем СССР не имеют кода ИАТА и имеют только внутренний код.

Сейчас в странах бывшего Союза используется более 3 тысяч кодовых комбинаций внутреннего кода.

Индекс ИКАО

Существует еще один вид кода – четырехбуквенный код ИКАО, или индекс ИКАО. Это уникальный индивидуальный идентификатор, присваиваемый аэропортам мира международной организацией гражданской авиации ИКАО. Они используются авиакомпаниями, метеорологами, в качестве адресов аэропортов в международной сети телеграфной авиационной связи AFTN.

Эти буквенные идентификаторы имеют региональную структуру. Первая буква кода идентифицирует регион — континент или часть континента (например, «E» — Северная Европа, «L» — центральная и южная Европа) или страну с большой территорией («K» — континентальная часть США, «С» — Канада, «Y» — Австралия). Вторая буква идентифицирует страну в регионе, соответствующем первой букве. Последние две (три для крупных стран) буквы кода определяют аэропорт в этой стране.

Для СССР, как для страны с большой территорией, была выделена отдельная первая буква кода — буква «U». Коды аэропортам на территории бывшего СССР присваивались с таким расчетом, чтобы вторая буква кода указывала на территориальное управление гражданской авиации, в ведении которого находился в то время аэропорт.

Наверх