Турксиб в лихую годину

Железнодорожники легендарной магистрали во время ВОВ проявляли героизм и самоотверженность.<br />

7 Мая 2020, 14:46
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Турксиб в лихую годину 7 Мая 2020, 14:46
7 Мая 2020, 14:46
6197
В текущем году многочисленный коллектив казахстанских железнодорожников отмечает 90-летие ввода в эксплуатацию Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиба). Соединившая Среднюю Азию и Сибирь железная дорога, построенная в 1927-1930 годах, наряду с ДнепроГЭС стала одним из главных индустриальных проектов, реализованных в первую советскую пятилетку.

Кузница кадров

Масштабная стройка, задуманная еще в царские времена, вылилась, как писали в те времена, в "гимн подвигу трудового народа". На строительстве было задействовано около 50 тысяч человек, в том числе и порядка 10 тысяч лиц коренной национальности. Кроме этого, только в первые три года после ввода магистрали в эксплуатацию на ее базе было подготовлено более 8 тысяч специалистов по эксплуатации железной дороги, в том числе, и 4,5 тысячи казахов. Тем самым, Турксиб стал местом, где проводилась масштабная подготовка национальных кадров для рабочего класса.

Экономическая целесообразность строительства Туркестано-Сибирской магистрали объяснялась множеством факторов, касавшихся развития индустриального, сельскохозяйственного и транзитного потенциала. 15 июля 1927 года были уложены первые рельсы в Семипалатинске (паровоз "Сибирь"), а 2 ноября того же года – от станции Луговая (паровоз "Туркестан"). Одним из непосредственных кураторов проекта был известный государственный деятель советского Казахстана, заместитель председателя СНК РСФСР Турар Рыскулов.

28 апреля 1930 года на станции Айнабулак (сейчас в Коксуском районе Алматинской области) произошла историческая смычка северного и южного участка Турксиба. 1 мая магистраль была официально введена во временную эксплуатацию, а 1 января 1931 года – в постоянную.

Далее о работе Туркестано-Сибирской магистрали в тяжелейшее время Великой Отечественной войны, о героизме простых железнодорожников, которые, как и весь будущий народ-победитель, четыре года жили по принципу: "Все для фронта, все для Победы!"

После бомбежек вагоны были без крыши и стен…

Ниже мы приведем выдержку из архивного номера журнала "Железнодорожный транспорт" (№ 6, 2005 г.) за авторством вице-президента АО "НК "ҚТЖ" Кадыла Таласпекова, который так отмечал огромную роль и значение Туркестано-Сибирской магистрали во время ВОВ: "В условиях войны на западе и сосредоточения промышленных и материальных ресурсов на востоке, в Казахстане и Средней Азии Турксиб уникальным образом соединял оборонный и промышленный комплексы страны воедино. Благодаря четкой работе Турксиба армия бесперебойно снабжалась всем необходимым. В сторону фронта быстро продвигались поезда с войсками, военными и оборонными грузами. По неполным данным, за время войны под перевозки, связанные с обеспечением Красной Армии, на Турксибе было занято свыше 70 тысяч вагонов".

Нередко обратно из прифронтовой полосы подвижной состав поступал на дорогу после ожесточенных бомбежек без крыш и стен, с одним лишь металлическим остовом. Такие вагоны восстанавливались в Джамбуле. Для их ремонта разбирались даже заборы.

В условиях войны турксибовцы наладили производство чугунного и стального литья. Было организовано изготовление 340 наименований запасных частей для паровозов и вагонов.

В 1942 году в паровозных депо Турксиба развернулось движение за восстановление локомотивов, прибывающих с линии фронта, хотя ранее такой ремонт производился только в заводских условиях. В результате было восстановлено 58 паровозов, прибывших после бомбежек в полуразрушенном состоянии. Еще 460 единиц тяги были введены в эксплуатацию в результате восстановления трофейных паровозов.

Работники дороги и члены их семей горячо откликались на все массовые мероприятия в помощь фронту. Так, в короткие сроки было собрано свыше 2,5 миллиона рублей на создание танковой колонны "Турксибовец". С каждым днем усиливалась и помощь освобожденным прифронтовым дорогам. В 1943 году турксибовцы изготовили и собрали для них свыше 3 тысяч единиц различного инструмента, 35 станков.

"С особой теплотой хочется отметить вклад в военную историю Турксиба казахстанских женщин. За время войны в производственные работы на дороге было вовлечено 8,5 тысячи женщин. Ими был укомплектован целый ряд ведущих профессий: 200 машинистов и помощников машинистов паровозов, 370 кочегаров, 250 слесарей депо, 750 стрелочников, 540 грузчиков и так далее. За образцовое выполнение заданий по перевозкам воинских и народнохозяйственных грузов, за огромный вклад в великую Победу 120 работников Турксиба были награждены орденами и медалями Союза ССР", – пишет Кадыл Таласпеков.

По данным военной статистики, только в 1945 году на железные дороги министерства путей сообщения в пределах Казахской ССР прибыло 14 миллионов 216 тысяч тонн грузов, отправление грузов составило 21 миллион 239 тысяч тонн. Важно подчеркнуть и тот факт, что в годы войны тысячи железнодорожников Казахстана отстаивали свободу своей земли не только за штурвалом локомотива, но и на фронте, в рядах действующей армии и партизанских отрядов. И в составе знаменитой 8-й Гвардейской Панфиловской дивизии воевало немало бывших железнодорожников.

За особо выдающиеся подвиги на фронтах войны многие воспитанники коллективов стальных магистралей были удостоены звания Героя Советского Союза. Всего этой высшей награды за воинскую доблесть удостоился 21 казахстанский железнодорожник.

С умением и смекалкой

О мобилизации сил работников железной дороги республики, ключевой линией которой являлся Турксиб, написано во многих послевоенных изданиях, к примеру, в книге "Казахстан – арсенал фронта" академика Манаша Козыбаева. Автор приводит характерный факт: уже в сентябре 1941 года работники Алма-Атинского узла Турксиба, поставили задачу полностью отказаться от завоза запасных частей и деталей для ремонта паровозов и вагонов, не посылать на завод ни одного паровоза со средним ремонтом, выполняя эту работу собственными силами.

"На дороге широкое развитие получили рационализаторство и изобретательство. За полтора года войны рационализаторы Турксиба внесли свыше 1500 предложений. Внедрение менее половины этих предложений дало экономию в 1730 тысяч рублей. Путейцы Турксиба, используя внутренние ресурсы, реставрируя изношенные скрепления, ремонтируя старые рельсы, высвободили для военных заказов только за первый период войны свыше 21 300 тонн металла. Если учесть, что завоз одной тонны металла стоил 1300 рублей и ее средний пробег от индустриальных центров Союза составлял свыше 3000 километров, то можно представить значение той работы, которая была проведена коммунистами дороги по мобилизации внутренних ресурсов", – говорится в книге.

Большую сноровку проявили работники депо Туркестано-Сибирской магистрали в ремонте разрушенных и трофейных паровозов, прибывших с фронта. При этом железнодорожники на фронтовые дороги отдавали свои исправные локомотивы, зачисляя в эксплуатационный парк трофейные паровозы западно-европейского типа. Их модернизация требовала большого умения, смекалки и творческого труда. В 1942-1943 годах мастера стальных магистралей Турксиба возвратили на линию фронта 460 локомотивов.

Изучая архивные документы, в очередной раз удостоверяешься, что слова "В годы войны все труженики тыла работали с большим напряжением" – это не просто клише. Доказательством тому являются примеры из деятельности работников Чарского и Чуйского депо Турксиба, которые на протяжении длительного времени сумели выдавать двойной план выработки материалов.

В 1944-1945 годах по Турксибу было дополнительно перевезено свыше 50 тысяч вагонов важнейших грузов. В 1944 году было перевезено по этой дороге свыше 20 тысяч скоростных поездов", – указывается в издании "Казахстан-арсенал фронта".

Соль земли

Переходя на персоналии, на ум сразу же приходит имя легендарного казахстанского железнодорожника Жумагали Омарова (1901-1975) – одного из тех, кто в буквальном смысле создал Турксиб. В 1927 году он начал свой трудовой путь на Туркестано-Сибирской магистрали простым землекопом, а в 1946-м стал ее начальником.

В 1941-м году Омаров курировал на линии вопросы строительства. Во время Великой Отечественной войны перед всеми руководителями железнодорожного транспорта была поставлена задача своевременной доставки на фронт военных эшелонов, военной техники, а для оборонной промышленности — сырья и топлива. НКПС перевел движение поездов на железных дорогах страны на военный график. Согласно соответствующему предписанию были предприняты меры усиленной охраны железнодорожного пути и других объектов. Жумагали Омаров возглавил создание отрядов и боевых дружин в помощь военизированной охране.

Вклад Жумагали Омарова, как руководителя, был отмечен высокими правительственными наградами – орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалью "За победу над Германией", медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Уже будучи начальником Турксиба, Жумагали Омаров проделал большую работу, решая задачи по модернизации значительно изношенного во время войны паровозного и вагонного парков, путевого хозяйства, подготовке новых квалифицированных кадров. Жумагали Омаров, который в свое время пришел на Турксиб, по собственному признанию, "малограмотным парнем, без какой-либо строительной квалификации", видевший становление линии, сдюживший со всем коллективом Турксиба во время войны, еще тридцать лет после ее окончания пестовал несколько поколений отечественных железнодорожников.

Их ученики сейчас трудятся в АО "НК "ҚТЖ". И от них, десяткам тысяч турксибовцам-ветеранам, 1,5 миллионам казахстанцам-участникам ВОВ – низкий поклон.
Автор: Талгат Исенов
Наверх